Сегодня открытие Большого театра. Хотя правильно было бы написать — открытие исторического здания Большого театра. Но суть происходящего не в реконструкции и реставрации огромного дома с восемью колоннами, четырьмя бронзовыми лошадьми и одним Аполлоном. Хотя этот дом сам по себе стал символом и даже напечатан на сторублевой купюре. А в том, что после шести лет если не бесприютности, то тяжелого существования на небольшой новой сцене коллектив Большого театра возвращается домой. И без этого возвращения — это надо очень ясно понимать — судьба Большого театра как великого, всемирного значения, культурного института была бы закончена. Так что в каком-то смысле мы можем сегодня праздновать возрождение ГАБТа. А это, уверен, крупнейшее культурное событие в России последних двух десятилетий.
Если говорить честно, то в России любят хвастаться: то «всемирной широтой русского человека», то автоматом Калашникова и ядерной бомбой, то нашим «истинным знанием жизни». А уж вкладом в сокровищницу мировой культуры, тем более балетом — и говорить не приходится. На самом деле под многими смелыми заявлениями об отечественном превосходстве фундаменты весьма зыбкие. Но вот «под вкладом в мировую культуру» — основания есть. Другое дело, что относятся они, как правило, не к нынешним временам. Тем важнее судьба институтов, проживших столетия и остающихся современными и востребованными сейчас.
Вы только вдумайтесь — Большой театр на полгода старше США! У нас вообще, наверное, не так много институтов с подобной историей. В любой области. Не станем сравнивать, с какими результатами обе страны в целом прошли эти 250 лет. Тут могут продолжать хвастать лишь очень расчетливые сумасшедшие. Но Большой-то жив, находится в отличной форме. А в области классического балета по-прежнему впереди планеты всей.
И кажется, любой чиновник, от главы государства до последнего клерка в Минкультуры, все ответственные граждане, от олигархов до телезвезд, должны были бы все силы приложить, чтобы эта уникальная традиция продолжилась. Ведь без нее Россия — реально другая страна.
Но нет. Начальный период реставрации Большого театра ясно показал, что в общем-то (особенно после ухода Михаила Швыдкого с поста министра) всем было наплевать. И гладиаторское мужество дирекции ГАБТа ничего не могло изменить. К Большому театру относились давно так же, как и к прокладке какой-нибудь скоростной трассы Колугрив—Урюпинск. Только, пожалуй, еще с каким-то дополнительным высокомерием — типа, объект культуры может и подождать. Это в отличие от нефти и газа в стране не главное.
С этим, вербально не заявляемым, но совершенно ясно ощущаемым снисходительным презрением к проблемам Большого театра лично я сталкивался много раз. И ничто, пожалуй, больше этого не раздражало. Ведь Большой-то, дай ему шанс, проживет еще десятилетия, дай бог, века. А всех их танки, субмарины и газовые трубы к этому времени устареют и превратятся в металлолом.
Короче, если бы все те люди, которые сегодня так бьются за билет на открытие, хоть раз бы деятельно вспомнили о театре раньше, проявили бы интерес и желание помочь, можно только предположить, насколько бы легче дался этот проект.
Тем не менее сегодня праздник. Завершена огромная, тяжелая, уникальная работа. Все закончилось, как в страшной сказке со счастливым концом. На энтузиазм одиночек вдруг откликнулся сам президент России. Что говорить, Медведев вмешался в самый критический момент. Уже после этого как-то сами собой подобрались неравнодушные исполнители его поручения, не трусливые подрядчики, нашлись федеральные и московские руководители, ясно понимающие, что стоит на кону, и вот успех! Я, как наблюдавший довольно близко весь последний этап строительства, хочу сказать: такое успешное завершение — это чудо. И я вовсе не уверен, что увижу нечто подобное еще раз.
А ведь очень бы хотелось! Сегодня, в день открытия исторической сцены ГАБТа, хотелось бы, чтобы все внимательно отнеслись к другим вопросам, касающимся на самом деле всей страны: как продвигается создание музейного комплекса на Волхонке в Москве; будет ли когда-нибудь наконец отреставрировано историческое здание Мариинского театра? Ведь это, как говорят иностранцы, подлинные Russian Treasures. Чтобы мы, общество, задумались, насколько без питерского балета, который переживает тяжелейший период, без Ново-Иерусалимского музея Россия станет провинциальнее. Чтобы трижды обсудили: а нужно ли лучшие картины из Эрмитажа вывозить на годовые выставки в казино Лас-Вегаса? Чтобы не пребывали в плену собственного хвастовства, а ясно спрашивали у власть предержащих — кто и почему будет отвечать за все те безобразия в отрасли культуры, к которым мы все привыкли и считаем нормальным ходом дел. Чтобы и чиновники не боялись спросить с «генералов» от театров и музеев, которые приватизировали «свои объекты», ссылаясь на заслуги, связи, родство.
Сказочное завершение истории с реконструкцией и реставрацией Большого, который мы едва не потеряли, должно не убаюкать нас — мол, теперь все будет хорошо. А наоборот, заставить осознать собственную ответственность. Ведь сказки со счастливым концом случаются так редко. И многое мы уже потеряли безвозвратно.
Трудная партитура
17 февраля 2005 года одобрен проект реконструкции основного здания Большого театра
2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию
Весна 2006 года — выяснилось, что сроки окончания реконструкции (осень 2008 года) выдержать не удастся
26 сентября 2009 года строители поставили здание театра на постоянный фундамент
Февраль 2010 года — сменился руководитель работ по реставрации и реконструкции театра. Вместо Якова Саркисова их возглавил Алексей Супрунов
29 апреля 2010 года торжественно открыт главный фасад Большого театра
4 августа 2010 года отреставрирована скульптурная композиция на фронтоне, изображающая квадригу Аполлона
29 октября 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение об открытии Большого театра в 2011 году
14 апреля 2011 года завершен монтаж оборудования главной сцены
31 августа 2011 года восстановлен главный занавес театра