16640
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19030
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10010
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3144
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6326
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5477
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3350
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2460
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9520
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7851
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6062
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6547
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4360
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3344
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2667
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2600
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3284
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2400
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2417
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3730
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3266
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2393
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2074
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3651
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3605
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2400
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2432
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2776
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2623
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2461
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2634
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4766
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3420
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3126
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2630
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
17:02 17/02/2014 Соня Шпильберг 0 79

Моцарт, который пытался быть Сальери

В Центре Мейерхольда прошел театральный альманах «Мейерхольд — это я»

Александр Уткин

Иван Вырыпаев, театр «Практика». «Дым и снег»:

— Лично я ощущаю связь больше с Вахтанговым, потому что я воспитан в этой школе, и Мейерхольд для меня — человек со стороны. Но Мейерхольд кое-что значит. Мой мастер — Александр Михайлович Поламишев, которого уже нет в живых, профессор Щукинского училища, вахтанговец, написал книгу «Действенный анализ пьесы». Эта книга является учебником по тому, как разобраться с текстом и понять замысел автора. Мне Александр Михайлович много рассказывал о том, что Мейерхольд — экспериментатор, но это знают все, потому что так принято его воспринимать. Мейерхольд делал форму яркой, и тем не менее он очень бережно относился к пьесе — конечно, перекраивал, но содержание сохранял как мог. Сегодня самой ценной могла бы быть одна вещь — если бы современная режиссура понимала, что самое главное в театре — пьеса, но сейчас это не так. Благодаря ему, Мейерхольду, театр сейчас разный, есть постановки академические, есть документальные, есть совершенно не театральные — театр сейчас такой разный, что нельзя даже сказать, что такое театр. Я представил на альманахе спектакль «Дым и снег», где будут просто дым и снег.

Перед лицом судьбы все — обычные граждане. В том числе — Мейерхольд

Дмитрий Волкострелов. «Мейерхольд — это я»:

— У меня с Мейерхольдом довольно простая история. Ничего оригинального не скажу — но иногда появляются такие люди, которые существенно раздвигают границы мира. И Мейерхольд в театре и в искусстве в целом — человек, который невероятно раздвинул границы того, что может и не может быть в театре. Даже не в новаторстве и оригинальности дело, просто есть люди с каким-то свободным сознанием, которое позволяет им открывать новые территории, куда человечество еще не заглядывало. К счастью, такие люди есть всегда. Я не театровед и специалист, но мне кажется, основное влияние Мейерхольда в открытии этих «земель». Так же как открывали их  Станиславский, Уорхол, Бойс — это такие люди, которым чего-то не хватает в обычном мире, и они додумывают свой.
Не знаю, существует ли в театре и в искусстве ситуация движения, дело не в линейном развитии — мне кажется, важно расширение и разновекторное движение в разные стороны.

Спектакль «Дым и снег» Ивана Вырыпаева

То, что я подготовил для альманаха — очень простая работа, и связана она не столько с Мейерхольдом и его творчеством, сколько с его судьбой и трагическим финалом, с Мейерхольдом как человеком. Я использовал фотографии из книги Дэвида Кинга, на которых изображены заключенные, взятые под арест. Самое интересное в этой книге — мысль, которая заключена в ее названии — «Обычные граждане». Когда я первый раз листал эту книгу, меня потрясла удивительная вещь — листаешь, всматриваешься в эти лица, и внезапно на одной из страниц появляется лицо Мейерхольда. Это очень мощное переживание, потому что ты понимаешь, что количество судеб человеческих велико и никак не зависит от величины человека в историческом и культурном контексте. Перед лицом судьбы все — обычные граждане. В том числе — Мейерхольд.

Елена Гремина, Театр.doc. «Мейерхлюндия»:

— Я написала для ЦИМа биографическую пьесу про Мейерхольда — «Мейерхлюндия». Для меня стало открытием — как много из того, что мы уже не замечаем в театре, является на самом деле наследием Мейерхольда, начиная с отсутствия занавеса, условных декораций и заканчивая способом прочтения режиссером авторского текста и его трактовкой — все это Мейерхольд. Его наследие драгоценное, и узнавая все больше об этом, я поражаюсь — например, тому, как в театре при Мейерхольде измерялась зрительская реакция — в зале сидел специальный человек и фиксировал, как реагирует зал. Сейчас мы говорим — как важна обратная связь со зрителем, а уже тогда сидели люди и записывали, когда в зале кашляют, плачут, аплодируют. В последнем нашем спектакле в Театре.doc мы попросили нашего композитора пройти сцену с артистами с точки зрения музыкального ритма — оказывается, у Мейерхольда это было, и он нанимал поэта и теоретика литературы Владимира Пяста, чтобы тот занимался ритмом со своими артистами. И это удивительное наследство, которое очень нужно современному театру. Жаль, что многие вещи в отличие от наследия Немировича и Станиславского не прижились. Творчество Мейерхольда было прервано на высшей точке, поэтому он многое недосказал и остался недопонятым и неизученным. Мне кажется, это то, что очень нужно театру — еще раз взглянуть на все сокровища Мейерхольда, которые частично утрачены, но могут быть возвращены в театр.

Биографическая пьеса о Мейерхольде Театра.doc «Мейерхлюндия»

Мейерхольд сделал много, чтобы сблизить зрителя с театром, у него было много театральных утопий, которыми он жил по очереди. Он был человек левых взглядов, его волновали вопросы неравенства, того, что общество не справедливо, и в одном из первых дневников он пишет, что не знает, чем заниматься, возможно — театром, потому что так он может повлиять на общество. В какой-то момент это были для него равновеликие вещи — общественная борьба и театр.

Мейерхольд на самом деле Моцарт, который пытался быть Сальери и построить систему, которая может упорядочить стихию творчества и посвятить этому свою жизнь

Но когда случилась революция, он искренне приветствовал это, считал, что пришло время нового человека, нового театра, который преображает действительность, и когда Луначарский указал ему на то, что «его авангард» народу не нужен — это был удар для Мейерхольда. Революционный класс действительно выбрал во многом буржуазное искусство — понятное, то, что было в XIX веке, а театр стремился работать с правыми художниками, но они не хотели работать на революцию. Я восхищаюсь этим человеком, сочувствую и вижу, что Мейерхольд на самом деле Моцарт, который пытался быть Сальери и построить систему, которая может упорядочить стихию творчества и посвятить этому свою жизнь. В этом он тоже обращался к подспудным вещам, и есть темы, которые ждут своих исследователей — Мейерхольд и сюрреалисты, Мейерхольд и психоанализ и многое другое, и вот-вот они появятся.

Юстина Вонщик, Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета. «Поминание»:

— Мы ничего не знаем об этом человеке. Чем больше мы занимаемся в театре, тем больше вокруг этого имени возникает историй. Мейерхольд — это скорее что-то, чем кто-то. Это понятие, связанное со смелостью, с новаторством, с движением, — мы пытаемся постичь его на интуитивном уровне. Нам важно искать то, что греет нас и зрителя. Что нас заставляет? Мы пытаемся разобраться. Для меня есть смысл в борьбе не только с какими-то устоями, но и с самим собой, и постоянное преодоление своих сомнений, чтобы театр был всегда живой. При этом правду нужно искать всегда в себе, и эта тема сегодняшнего альманаха, посвященного Мейерхольду, он вроде бы далеко — но очень близко нам, и через него идет постоянная проверка, мне кажется, это вообще лозунг Мейерхольда: забрасывать себя на непривычные территории. Все знают его биомеханику (театральный термин, введенный В.Э. Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актера к немедленному выполнению данного ему актерского задания. — Прим. «МН»), его великие постановки Маяковского и других, но он был человек, и был очень разный, смелый, не боялся меняться.

Театральный альманах «Мейерхольд — это я» прошел в Центре Мейерхольда в честь 140-летия режиссера

Андрей Май, Центр им. Мейерхольда, Херсон. «Три»:

— К какому-то зрителю Мейерхольд может не иметь отношения, и это даже хорошо, что не всякий его знает. Новаторство — общее слово, но каждый из нас в состоянии что-то в себе менять, не понимая зачастую почему. История Мейерхольда — это история приспособления, намеренного неумения видеть то, что стоит повернуть в сторону компромисса. Он был человек, который имел огромные успехи и признание благодаря смелости отказа для поиска неведомого. Это уход от того, что уже известно со Станиславским, поиск и становление фигуры, создающей, а не трансформирующей что-либо — мне кажется, это может понять и почувствовать любой зритель, даже совсем незнакомый с театральной историей. Или ты — часть механизма мегаполиса, или твоя жизнь вырывается за рамки повседневности. И сама личность Мейерхольда говорит об этом, то, что он изобретает, дает колоссальную энергию для понимания меня в мире, который меня окружает, потому что любая система, мир или театр, тяготеет к порабощению, и возможность вырваться, создать свое «я» в конце концов и остается после тебя. Мы создали работу «Три» — три актера и три истории, в которых мы размышляли о Мейерхольде в себе.

Любая система, мир или театр, тяготеет к порабощению, и возможность вырваться, создать свое «я» в конце концов и остается после тебя

Борис Павлович, БДТ им. Г.А. Товстоногова. «Другим методом»:

— Я выступал от лица Большого драматического театра и рассказал, что значит для БДТ Мейерхольд. Нет более противоположных тем, чем Мейерхольд и Большой драматический театр, который и был создан в пику Мейерхольду и его концепции «Театрального Октября». Эта программа была создана с целью популяризации площадного, острого, формального, импровизационного театра — и Луначарский, который не выносил Мейерхольда и формальное искусство, создал театр больших артистов, театр романтики, литературы, вместе с Максимом Горьким и придумал театр большого стиля — БДТ, который должен был создать антитезу мейерхольдовскому «Театральному Октябрю». Театр переживал разные периоды, но его имя никогда не было связано с театральным формализмом во всех смыслах этого слова, и тем интереснее, что сейчас руководитель БДТ — это руководитель формального театра Андрей Могучий. Конечно, это такая интрига, и мейерхольдовское начало пришло наконец-то официально в БДТ. Мне кажется, что именно сейчас такие вот исторические перипетии так необычно разрешаются. И то, что в команде молодых авангардистов — таких как Post, «Практика», «Гоголь-центр», вдруг оказался Большой драматический театр — не случайно.