В этот театр надо записываться заранее, потому что сюда ходят небольшими компаниями, от 5 до 15 человек. Больше там все равно не помещается.
На сайте надпись «Билетов на некоторые спектакли можно ждать долго, до года». Потому что они идут нечасто, а расписания, репертуара в привычном смысле здесь нет, это ведь не обычный театр, а скорее семейный подряд. Актриса Театра кукол Майя Краснопольская и художник Илья Эпельбаум придумали этот театр для себя. Сначала он был семейным кооперативом, частной лавочкой, потом получил статус государственного, и это до сих пор его создателям не вполне удобно. Но иначе не получается выживать в нашем, недружелюбном к частным лавочкам, городе.
Когда театр создают два человека и они муж и жена, театр оказывается совсем домашним. Как говорит Илья Эпельбаум: «Театр надо делать для себя, и тогда это будет полезно другим людям. Естественно, не всем, мы не можем делать для всех, но есть люди, созвучные моему мироощущению, фактически это потенциальные друзья, но поскольку я не могу со всеми дружить, просто физически это невозможно, то все спектакли я делаю для тех, с кем у меня есть общность внутренняя. Если я делаю что-то для себя и для тех людей, которые чувствуют, так как я, что-то может получиться, хотя нет гарантии».
Но в театре «Тень» гарантия, как правило, есть.
Самый известный проект «Тени» — Лиликанский королевский театр драмы, оперы и балета. Лиликанию придумали Майя и Илья, это страна, где живут маленькие люди, не больше пальца, но зато искусство у них — самое главное, поэтому в театре расположена и резиденция короля. С 1996 года лиликане гастролируют в Москве, а здание их театра находится в театре «Тень». Для того чтобы увидеть лиликанский спектакль, обычные зрители должны заглядывать в окна, поэтому больше пяти зрителей одновременно быть не может. Внутри же театра сидят лиликанские зрители, и есть декорации, занавес, музыка, в общем, все, что положено. Даже маленькие букетики цветов летят на сцену, когда на ней — Николай Цискаридзе. Вернее его ноги, потому что сам артист может поместиться на лиликанских подмостках, только свернувшись в клубок. И то он займет все пространство.
Про лиликан и их искусство в театре «Тень» могут рассказать все, даже предлагают отведать крохотные лиликанские пирожные, и расплачиваться за них можно лиликанскими деньгами, пункт обмена которых тут же, в театре.
Вообще основной принцип «Тени» — перевести на язык кукол все основные достижения человеческого искусства, например оперу, тогда каждое произведение дается в своей квинтэссенции и длится не более девяти минут.
Придумывают в театре самые неожиданные вещи. Скоро у них в буфете заработает Кук-кафе, где вместе с меню блюд будут подавать меню шекспировских пьес, и каждый зритель может заказать одну из них, чтобы посмотреть в этот вечер. Кукольные актеры выйдут на столешницу старинного буфета, чтобы рассказать о Ромео и Джульетте, Гамлете, Отелло или короле Лире. За один вечер можно будет увидеть пять или шесть спектаклей.
Сюда приходят с детьми, но это не совсем детский театр, просто здесь приветствуют, когда на взрослые спектакли родители приводят детей, и, наоборот, потому что, как говорит Илья Эпельбаум: «Я считаю, что если спектакль для детей не интересен взрослому человеку, то он просто плохой».