Театр «Школа драматического искусства» на Сретенке открылся в мае 2001 года на месте бывшего кинотеатра «Уран» – к Международной Театральной Олимпиаде. Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков поддался давлению передовых деятелей искусства и согласился построить новое здание сообразно нуждам и представлениям одного из самых почитаемых театральных новаторов – Анатолия Васильева. Идея режиссера заключалась в создании своего рода сочетания академии и храма, места, где артисты будут служить высокому искусству, постоянно учиться, тренировать как дух, так и тело. Где театр соединит возможности музыки, вокала, танца и слова.
Вместе со своим постоянным соавтором, художником и архитектором Игорем Поповым Васильев сочинил проект здания, где много свободного пространства, несколько разнообразных по форме сценических площадок, много репетиционных помещений, а административная часть вынесена подальше, чтобы не мешать творческому процессу. Количество мест в залах сознательно ограничено, от 60 до 120. Здание театра на Сретенке получилось непохожим на обычный театр, где главное – зрительская часть. Здесь буфет и туалет – важные, согласитесь, места – вынесены в подземную, цокольную часть. Центральное фойе похоже на городскую площадь и называется – атриум, от него к залам ведут проходы, подобные узким средневековым улицам, а вверху, под стеклянным потолком, на внутренних балконах, расположены галереи, мастерские, на стенах висят картины. Есть настоящий камин, около которого труппа собирается в праздники.
Пространство белое, света много, и это сознательное решение, потому что, как говорит нынешний главный режиссер театра Игорь Яцко: «В черном цвете делается театр, который хочет создать иллюзию, а белый театр хочет предъявить реальность театрального действия и вообще театрального существования».
Для городского начальства, сделавшего Васильеву столь дорогой подарок, идея ученичества и театрального исследования оказалась не близкой, от театра стали требовать чаще показывать спектакли, собирать больше публики, то есть вести обычную репертуарную политику. Васильев на этом с руководством сильно поссорился и уехал за границу, где его давно знали и ценили. (Сейчас он возвращается, но не в это здание, а в старое, на Поварской, принадлежавшее его театру до Сретенки, где он, по договоренности с новым уже московским театральным начальством, будет создавать свою академию-мастерскую).
Имя Васильева и прошлое, с ним связанное, очень важно для ШДИ, причем связь эта осуществляется на каком-то мистическом уровне. «Большая рыба плавает рядом, она не уплыла далеко, надо свои масштабы соотносить с чем-то настоящим и большим, – так о Васильеве говорит Дмитрий Крымов, который сам не является в прямом смысле его учеником, но был им приглашен в театр, в самом начале своей режиссерской деятельности, еще до переезда на Сретенку. – Васильев сделал грандиозную вещь. Он в советском обществе, когда администрация, дирекция, была важнее, чем творчество, Союз писателей важнее чем писатели, Союз художников важнее чем художники, сделал театр, где искусство важнее чем администрация. Режиссерский департамент, так называемая «режиссерка» у нас отделена от административной части, и сейчас меньше, конечно, потому что там Васильев не сидит, но вызов в «режиссерку» важнее, страшнее и ответственнее, чем к директору».
В 2005 году Васильев уехал, а в театральном здании на Сретенке остались его ученики и соратники, один из них, Игорь Яцко, и стал главным режиссером, и с тех пор несет на себе ответственность за дальнейшую жизнь театра.
Сейчас в ШДИ несколько лабораторий, каждая из которых ведет свое направление. Кто занят больше музыкой, кто движением, кто актерской техникой. В Лаборатории Дмитрия Крымова, художника и режиссера, создан совершенно необычный жанр Театра сценографии, где предметы и декорации играют не меньшую, а порой и большую роль, чем артисты.
Спектаклей стало много, их приходится разводить по всем возможным площадкам, которых в театре четыре: самая большая – «Манеж», поменьше – «Глобус», есть еще Тау-зал и Малая сцена.
Сегодня театр на Сретенке, где в общей сложности работает около 250 человек, – это большая и сложная организация, помимо спектаклей там проходят выставки, музыкальные концерты, фестивали, встречи. То есть с одной стороны, это очень многообразная деятельность большого количества участников, с другой – все же некая целостность. Этот театр похож на город, где единство собирается из множеств.
Игорь Яцко так определил своеобразие ШДИ: «Сложность и особенность нашего театра в том, что он был создан как экспериментальный, где работает один режиссер, и самым главным является исследовательский, экспериментальный и педагогический процесс. Сейчас театр живет двойной жизнью, к такому процессу присоединился очень сильный постановочный репертуарный процесс. Но для меня все равно это экспериментальный театр, и в этом особенность спектаклей, которые делаются у нас. Мы обращаемся к зрителю, которого интересует что-то эксклюзивное, особенное, новое и, может, даже не всегда гарантированное, что можно назвать словом поиск».