«Это действительно очень непросто. Потребовало очень много сил, энергии и здоровья. Даже в получении этого здания — в 90-е годы там за каждый метр люди готовы были разорвать друг друга», — рассказывает Елена Камбурова, прекрасная певица, способная собирать громадные залы, тысячники. Но вместо того чтобы спокойно выступать с сольными концертами, ей зачем-то понадобилось создать свой театр. Причем вначале возникла идея, потом появился первый спектакль, потом собрался коллектив, а уж потом возникло здание — а не наоборот. Маленький, но уже вполне реально существующий театр вселился в помещение бывшего кинотеатра «Спорт», про который Камбурова с гордостью за место рассказывает, что он был «не просто кинотеатр, а кинотеатр, в котором показывали элитные фильмы, рассчитанные на очень мыслящего и знающего зрителя, редкие фильмы».
Получить помещение под театр в 90-е годы было вполне реально — время это длилось недолго, но многие успели. Камбуровой не слишком повезло — половину помещения захватили совсем не театральные люди, и только недавно театр получил возможность присоединить к себе и второй зал бывшего кинотеатра. После ремонта количество спектаклей и концертов здесь удвоится.
Но и в маленьком пространстве у театра две сцены. Хотя постоянной труппы здесь почти что и нет, большинство актеров и музыкантов работают по контрактам, собираясь на один спектакль. Но все равно отношения здесь совсем семейные.
И атмосфера совершенно домашняя, чему способствуют многочисленные кошечки, собачки, фотографии, подушечки, разбросанные по диванам и креслам в коридорах и фойе. Все очень близко: буфет и гардероб перед спектаклем полностью заполнены публикой, а гримерки — артистами, однако в тесноте, да не в обиде.
При этом спектакли, которые тут идут, вовсе не нуждаются в снисхождении, это очень профессионально как по музыкальной, так и по визуальной части.
Камбурова хотела, чтобы у песни появилось свое театральное измерение. Ей в этом помогали. Во-первых, прекрасный режиссер и педагог Олег Кудряшов, с которым они дружат очень давно и с которым делали первый спектакль, где Камбурова выступила в роли Антигоны. Во-вторых, Иван Поповски, ученик Петра Фоменко. Он из Македонии, но учился в ГИТИСе и уже тогда всем запомнился как мастер поэтической метафоры. Ну и, в-третьих, Олег Синкин — концертмейстер Елены Антоновны, а нынче музыкальный руководитель театра.
На самом деле участников этого явления — театра музыки и песни — гораздо больше. «Мне всегда хотелось, чтобы в театре было то, что в нем редко бывает, — демократичность», — утверждает Елена Антоновна, и она не лукавит, ей действительно хочется, чтобы все нашли себе приют под этой крышей — ее друзья, друзья друзей, талантливые артисты, певцы, чтецы, музыканты и поэты. Чтобы собирались вместе и не хотели расходиться. Театр, о котором интеллигенция мечтала в 70-е, когда никто и предположить не мог, что это когда-то станет реальностью.
Собрались люди, которые, по словам Камбуровой, «тоже не хотели петь ерунду», которым было важно, чтобы песня имела в основе настоящую поэзию и чтобы музыка «окрыляла эти стихи», а исполнение было ярким и драматичным. Один из первых спектаклей был по песням Шуберта и Шумана, а потом появились и другие — и по песням Окуджавы, и по произведениям Баха. Мечта Камбуровой создать некий новый жанр, которого в России еще не было, исполнилась. Как говорит режиссер Иван Поповски, этот театр существует где-то на пути от драматического театра к опере, то есть это не опера, и не мюзикл, и не драма.
Камерный музыкальный театр для нашей страны не вполне обычное дело. Опера — да, есть, музыкальная комедия — тоже, а вот музыкальной лирики (а именно этим в основном занимаются в этом театре ) практически не существует. Разве что в театре Музыки и Поэзии — оба слова с большой буквы — под руководством Елены Камбуровой.