7244
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
7678
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
4574
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
1950
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3108
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
2797
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2180
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1687
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
4226
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
3902
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
2937
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
3386
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2505
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2114
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
1915
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
1889
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
1847
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1672
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1668
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2142
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
1928
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1658
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1510
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2158
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2054
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1704
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1713
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1798
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1773
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1692
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1747
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2612
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2042
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2006
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1813
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
15:44 17/10/2012 Инна Логунова 0 11

Дмитрий Крымов играет со снами

В Москве покажут лучший спектакль эдинбургского фестиваля

Александр Уткин

Помимо участников лаборатории Дмитрия Крымова в спектакле заняты Валерий Гаркалин и Лия Ахеджакова, а также воспитанницы детской хореографической студии «АкТер», их родители, джек-рассел-терьер Веня и огромные куклы — неизменный атрибут крымовских постановок.
За два дня до премьеры «МН» побывали на репетиции спектакля, который, как уверяли со сцены его участники, еще не готов. Наш корреспондент, не смыкая глаз, в течение трех часов наблюдала за труппой, укрощением хаоса и оживлением кукол.

Художник Вера Мартынова с тщательностью расставляет стулья в зрительном зале. Они здесь все разные: венские с круглыми сиденьями и овальными спинками; прямоугольные, как из чиновничьего кабинета; из необработанного дерева и лакированные, старые и новые. Хотя, вроде бы прочные.

Режиссер Дмитрий Крымов немного напряженно оглядывает зал, просит одного из рабочих сцены принести еще стульев. Только именно венских, других пока не нужно.

— Леша, ком цу мир, майн фройнд, — зовет он артиста Алексея Коханова. В спектакле звучат арии на немецком языке. Возможно, это фраза одной из арий, а, может, просто «их» шутка. Из тех, что всегда появляются у людей, которые долгое время общаются и работают вместе.

На сцене репетируют два эквилибриста. Один вниз головой на голове у другого. Когда оба оказываются на твердой поверхности, дружно подпрыгнув, проверяют на прочность сцену. Она испытание проходит.

На сцене репетируют два эквилибриста

За сценой — в полуразобранном виде, без головы, огромные куклы: Пирам и Фисба. Те самые, что появляются в финале шекспировской пьесы в спектакле афинских ремесленников, который они разыгрывают для Герцога. Название спектакля «Как вам это понравится по пьесе Шекспира ”Сон в летнюю ночь”» — такое же жонглирование словами, как спектакль «Отелло» по пьесе «Гамлет». Собственно, от «Сна в летнюю ночь» у Крымова — только этот разыгрываемый ремесленниками эпизод о несчастной любви Фисбы и Пирама. Да еще дуб, который в самом начале уносят за сцену. Но об этом позже.

Подходит исполнительница одной из главных ролей Анна Синякина, хрупкая девушка невысокого роста в просторном брючном комбинезоне, в котором может поместиться две таких Анны.

О, скандалистка приехала! — приветствует ее Крымов.

—Соскучилась! — с деланной небрежностью отвечает она. Вид у нее вдумчивый и серьезный.

Один сотрудник просит Крымова после репетиции посмотреть ролик для немецких гастролей Школы драматического искусства. Что-то его там в монтаже смущает, не складывается.

— Хорошо, — кивает Крымов в ответ, — тоже мне Кулешова нашел.

Огромные куклы изображают Пирама и Фисбу, персонажей, которые появляются в финале Шекспировской драмы в спектакле афинских ремесленников

Вообще-то репетиция должна уже начаться, но вдруг возникают неожиданные накладки. Выясняется, что какие-то шланги не подключены — в Англии «было свое подключение», а здесь нужно еще что-то такое сделать. В курсе только монтажники, а все остальные не в курсе.

— А что же вы молчали? — пытается возмущаться Вера Мартынова. Получается совершенно беззлобно. В этот момент она поправляет что-то внутри спущенной с потолка огромной люстре.

Также оказывается, что не дали «многострадальный трансформатор для лунной дорожки».

Заглядывает Валерий Гаркалин. Просит другую рубашку.

— Ты хочешь за два дня два билета и еще новую рубашку? — отвечает Дмитрий Крымов, попутно ровняя ряды стульев.

Гаркалин играет Человека, похожего на Шекспира.

Композитор Кузьма Бодров устраивается рядом с одной из актрис, Натальей Горчаковой. В руках у него партитура. Он рассеянно листает страницы. Пытается следить за распевающейся группой артистов на сцене.

— Безумный город. Удивительно, как Москва отнимает все силы.
Актриса соглашается.

Британские газеты называли происходящее в спектакле Крымова «контролируемым хаосом». А режиссеру как будто совершенно не составляет труда его контролировать. Одна короткая фраза — и включилась луна

— Нужно работать на расстоянии, — продолжает он.

— Ну вам-то можно, а нам как на расстоянии? Никак, — вздыхает актриса.

Наконец приступают к репетиции. Кажется. Когда через зрительские ряды, сметая аккуратно расставленные стулья, с шумом и криками проносят огромное дерево, а потом фонтан, из которого в разные стороны выливается вода, уверенность в том, что спектакль готов, пропадает.

Когда через зрительские ряды, сметая аккуратно расставленные стулья, с шумом и криками проносят огромное дерево, а потом фонтан, из которого в разные стороны выливается вода, уверенность в том, что спектакль готов, пропадает.

Мои опасения подтверждает один из персонажей:

— Наш спектакль еще не готов, и вы можете не получить удовольствия, но мы постараемся сделать так, что вы этого не заметите и получите удовольствие от того, что не заметите, как его не получили, — смущаясь, объявляет он.

Титр на подвесном экране сообщает, что показывают «прежалостную комедию и трагическую любовь Пирама и Фисбы.

— Встаньте ближе друг к другу, чтобы Валеру не было видно, — приостанавливает Крымов артистов. — Это вообще главная задача спектакля — чтобы Валеру не было видно.

В смысле Гаркалина. Человека, похожего на Шекспира. Он здесь тень, намек, дух английского Барда.

Порушенные ряды стульев еще не восстановлены. Интересно, как все это будет выглядеть в полном зрительном зале.

В съемной голове влюбленного Пирама что-то ломается, но ее быстро чинят. Репетиция продолжается. Время от времени Дмитрий Крымов делает технические замечания и вставляет реплики за героиню Лии Ахеджаковой.
На одной из финальных сцен очередная заминка. Пропала луна.

«Главная задача спектакля — чтобы Валеру не было видно»

—Оля, когда ты включаешь луну? — громко спрашивает Крымов кого-то там, наверху. Потом переключается на артистов: — Чем тише вы будете уходить, тем лучше. А то у нас премию отнимут. В квартал.

Впрочем, несмотря на мелкие накладки, все идет довольно гладко. Мне трудно представить, что в театре Дмитрия Крымова возможны ситуации, подобные той, с которой начинается спектакль. Он всегда спокоен, и, кажется, совсем не умеет сердиться. Разве что иногда в голосе слышатся едва заметные нотки недовольства («Макс, Миша, не трепитесь, пожалуйста!»).

После премьеры в Англии британские газеты называли происходящее на сцене «контролируемым хаосом». А режиссеру как будто совершенно не составляет труда его контролировать. Одна короткая фраза — и включилась луна. Другая — и ожила кукла. Не сама, конечно, а с помощью актеров.

В перерыве я задаю Дмитрию Крымову несколько вопросов. У него утомленный вид. Но он терпеливо слушает и отвечает. От этого мне становится неловко.

Раздается объявление о пожарной эвакуации. То ли часть постановки, то ли действительно тревога. А может, просто сон в летнюю ночь.

Премьерные спектакли в Школе драматического искусства идут 17, 18, 19 октября.

Дмитрий Крымов и его лаборатория

Как художник и сценограф начал работать в 1976 году в Театре на Малой Бронной. Позже оформлял спектакли в других театрах Москвы, в том числе Театре им. К.С. Станиславского, Театре им. Н.В. Гоголя, Театре им. М.Н. Ермоловой, Театре им. Моссовета, Театре им. Вл. Маяковского. Также работал в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Таллинна, Нижнего Новгорода, Вятки, Волгограда и за рубежом. Крымов оформлял постановки Анатолия Эфроса, Александра Товстоногова, Валерия Саркисова, Адольфа Шапиро, Марка Розовского, Сергея Арцибашева. В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. С 2002 года он преподает в РАТИ-ГИТИС. В 2008 году вместе с режиссером Евгением Каменьковичем он набрал новый экспериментальный курс на режиссерском факультете, где сценографы, режиссеры и актеры учатся совместно. С участниками своей лаборатории Крымов ставит ни на что не похожие спектакли. Реквизит и декорации из самых простых материалов — бумаги, целлофана, ткани —  в руках актеров и художников из артефактов превращаются в полноправных участников действа. Его спектакли — это увлекательная игра смыслами и мифами. В которой порой трудно понять, кто кем играет: люди вещами или наоборот. Но ярлык «театр художника» Дмитрий Крымов не любит: «Никакой это не театр художника, это нормальный театр, где актеры есть актеры. Хороший актер лучше, чем плохой, а очень хороший актер лучше, чем просто хороший актер. И это всегда очень важно».