Художественный руководитель Театра им. Ермоловой Владимир Андреев объявил о желании передать свою должность известному актеру Олегу Меньшикову. По словам заместителя начальника Департамента культуры Евгении Шерменевой, Андреев принял это решение самостоятельно. Он сказал, что «сейчас много работает со студентами (Андреев возглавляет кафедру актерского мастерства в ГИТИСе. — «МН»), что ему есть чем заниматься, а время идет, все меняется», поэтому он предложил Олегу Евгеньевичу, художественному вкусу которого он полностью доверяет, возглавить театр. Хотя контракт с департаментом у Андреева, как и у большинства худруков, бессрочный, и, в сущности, никто не мог бы заставить его уйти. Андреев и не уйдет совсем — теперь задача департамента и театра придумать ему почетную должность, но основная нагрузка ляжет на более молодого руководителя.
Олег Меньшиков подтвердил, что инициатива исходила именно от Андреева, который сам ему позвонил. Когда-то давно они уже обсуждали такой вариант, но теперь время пришло. В течение недели определят дальнейшие шаги.
Пока же директор Театра Ермоловой Марк Гурвич сказал «МН»: «Олег Меньшиков возглавит Театр имени Ермоловой в качестве художественного руководителя. Кем в театре будет Владимир Андреев, пока неясно, вопрос обсуждается. Решение о назначении вызвано желанием Андреева. Меньшиков — прекрасный актер, он будет принимать участие в жизни театра постоянно. О планах можно будет говорить после того, как будут подписаны документы».
Проблема несменяемости художественных руководителей и директоров театра стоит очень остро, притом что средний возраст главных режиссеров в Москве — 68 лет. Самому найти себе преемника, творчески близкого и в то же время с громким именем, — значит обезопасить себя от возможных шоковых решений.
Владимир Андреев, которому в этом году исполнится 82 года, возглавил Театр Ермоловой в 1970 году. На несколько лет он уходил в Малый театр, но потом вернулся и вот уже двадцать лет бессменно руководит, ставит спектакли, играет. Андреев — замечательный актер, со славной актерской судьбой, сыгравший множество ролей в кино и театре. Его режиссерские способности не так блестящи. Хотя он всегда был режиссером «с идеей», первым ставил Вампилова, очень ценил Зорина. И приглашать в театр молодых постановщиков он тоже давно пытался.
Олег Меньшиков, один из самых ярких актеров 80-90-х, любимец публики, уже работал в Театре Ермоловой, в 1985 году его туда позвал Валерий Фокин. С 1995 года Меньшиков пробует себя в режиссуре. Им было создано «Театральное товарищество 814» — по форме антреприза, по сути — студия.
Если предполагать, что общего у Меньшикова с Андреевым, кроме счастливой актерской жизни, то это, конечно, любовь к серьезным большим темам, Театру (с большой буквы), желание слышать современность, но при этом отсутствие радикализма.
Олег Меньшиков ответил на вопросы «МН»:
— Есть ли у вас уже какие-то планы на будущее?
— Естественно, планов у меня нет, предложение только прозвучало. Желание у меня такое — чтобы вернулся интерес к Московскому театру имени Ермоловой. Про репертуар я вам пока ничего не могу сказать. Но не могу не выразить благодарности Владимиру Алексеевичу Андрееву. Такой жест может позволить себе артист и человек широкой души, передать власть другому и при этом остаться работать в этом же театре немногие могут… Ой немногие люди в нашей стране на это способны! Вот он способен, честь и хвала ему за это. И этот поступок накладывает на меня определенную ответственность, которую я попытаюсь оправдать. Планы… я всегда был противником государственных театров, и остаюсь им. Но у меня накопилось такое количество идей! В своем «Театральном товариществе», то есть в антрепризном театре, реализовать их не могу. А в Театре Ермоловой, мне кажется, можно это сделать. Мне кажется, что я могу организовать театральный процесс, это я умею и люблю это делать, я готов посвятить этому какое-то количество лет жизни. Я предложение принял с огромным интересом и надеюсь, что все будет хорошо.
— Что будет с «Театральным товариществом 814»?
— «Товарищество» никуда не вольется, оно будет существовать параллельно. На первых порах — только на первых — мы будем сотрудничать, потому что все спектакли, которые сохранились в «Товариществе», — «Игроки», «1900», «Медь» — с нынешнего сезона будут идти на сцене Ермоловой. Сотрудничество с «Театральным товариществом» даст возможность больше пьес репетировать и потом играть их на сцене как спектакли театра Ермоловой. Это очень выгодно для обеих организаций.
— Что будет со старой труппой театра Ермоловой?
Это всегда болезненный вопрос. Изменения, конечно же, будут, я не стану отнекиваться, это неизбежно. Кадровые изменения будут и в труппе, и в постановочной части. Какие масштабы, каков будет процент работников, кого это коснется, я не знаю, но, к сожалению, без этого новое дело начать невозможно.
— Планируется ли официальная встреча с прессой?
— Для того, чтобы я был готов к такой встрече, мне нужно отсмотреть репертуар, нужно понять, что происходит, сформировать в голове план, обговорить с Владимиром Алексеевичем репертуар на следующий сезон… Короче говоря, я думаю, основная встреча с прессой будет на открытии следующего сезона, то есть в сентябре. У меня сейчас есть время, я хочу запустить в работу несколько спектаклей. В сентябре буду готов ответить на все вопросы.
— А будете ли вы заняты в этих спектаклях как актер?
— Я очень хочу играть и даже уже выбрал одно название, но я вам о нем не скажу.