17242
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19947
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10448
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3253
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6577
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5724
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3457
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2543
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10038
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8190
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6333
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6812
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4537
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3478
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2744
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2674
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3399
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2473
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2493
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3833
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3370
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2441
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2108
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3771
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3753
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2481
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2513
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2871
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2704
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2546
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2723
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4936
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3549
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3228
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2712
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
12:58 18/03/2013 Иоланта Качаева 0 495

Пианист открыл приют для «бездомных» роялей

Музыкальные инструменты с вековой историей хранятся на заводе по огранке бриллиантов

Кирилл Каллиников
Приют для бездомных инструментов

Пыльные старинные рояли стоят под жужжащими люминесцентными лампами в огромном концертном зале ОАО «Алмазный мир» (бывший столичный завод «Кристалл». – «МН»). Всего 30 инструментов. У одного из них вместо старинной ножки — подпорка, другой стоит на боку. Черные, покрытые лаком и украшенные золотом, коричневые, с отломанными крышками, пожелтевшими клавишами — все они молчат.

Инструменты на заводе — артефакты русской и европейской культуры XIX — начала XX веков. «Каждый из них индивидуален, несет отражение своего места и времени, — говорит Петр Айду, создавший этот  “приют”. — Все рояли сделаны лучшими фабрикантами Лондона, Вены, Берлина, Петербурга, Москвы на протяжении века — с 1819 по 1916 год. Это время становления той музыкальной эпохи, которая стала культурным фундаментом современной цивилизации».

Место хранения бесхозных роялей Петр назвал приютом потому, что инструменты, как, к примеру, и животные, могут быть бездомными, но это не означает, что они не нужны никому вообще. «До каких высот бы ни дошло фортепианостроение, всегда остается интерес к старому инструменту,  — говорит Петр. — Ведь именно для такого писал музыку композитор, именно на нем эту музыку исполняли, именно так он ее в реальности слышал. Поэтому старые инструменты всегда будут важнейшим материалом для изучения в работе любого музыканта, который соприкасается с не современной ему музыкой».

Инструменты на заводе — артефакты русской и европейской культуры XIX — начала XX веков.

Истории спасенных роялей

«В начале 2000-х годов мне позвонила женщина, сказала, что хочет выбросить рояль фирмы Eberg, и предложила мне его посмотреть, — вспоминает Петр. — Я ответил, что смотреть не буду, заберу в любом случае. Приехал к ней с большой платформой для перевозки цирковых слонов. Слоновоз дал знакомый клоун. Никакого опыта по транспортировке роялей ни у меня, ни у моего друга художника Теодора Тежека не было. Но мы с ним и его сыном справились с перевозкой. Так и началась история приюта».

Мне позвонила женщина, сказала, что хочет выбросить рояль фирмы Eberg. Я приехал к ней с большой платформой для перевозки цирковых слонов. Слоновоз дал знакомый клоун

Петр говорит, что не ищет инструменты — они сами находят его. Рояль без ножек фирмы Sturzwage ему недавно доставили из Нижнего Новгорода. Нашел его юрист-энтузиаст и отправил с оказией в столицу. «В нашей стране люди вполне готовы мостить роялями дороги,  — говорит Петр. — Любой фортепианный мастер расскажет историю, как он разрубил топором какой-нибудь инкрустированный английский square-piano XVIII века и сделал из него полочку для посуды. Мне всегда казалось это невероятным, и я решил приложить усилия, чтобы спасти хотя бы несколько инструментов».

По словам Петра, старые рояли и пианино антикварам не интересны, так как не являются ни мебелью, ни произведением искусства. Пианистам они не нужны, потому что не соответствуют современным стандартам игры. А главное – рояль в отличие от скрипки на антресоли не забросишь. В итоге хозяин, отчаявшись продать или отдать даром инструмент, тащит его на свалку, хотя и это сделать непросто.

«Я шел по своему переулку и встретил соседа с первого этажа, Сережу Медведева, который занимается сдачей в аренду и продажей фортепиано, — вспоминает Айду. — Он и подарил мне “Бродвуд”, с которым было непонятно, что делать в его бизнесе. Это модель предположительно 1819 года. Инструмент был бы идеален для поздней музыки Бетховена, а я очень неравнодушен к ней».

По словам Петра, старые рояли и пианино антикварам не интересны, так как не являются ни мебелью, ни произведением искусства. Пианистам они не нужны, потому что не соответствуют современным стандартам игры.

 

Рояль английской фирмы Collard & Collard — особенный в приюте. Это единственный инструмент, который сохранился в «играбельном» состоянии, несмотря на то что ему около 130 лет. Он нуждается в реставрации. Петр купил его в столичной фортепианной мастерской за 250 долларов: «Мне назвали такую невысокую цену и посетовали, что на запчасти инструмент не годится, все нестандартно. К примеру, даже ролики этого рояля своеобразны: они сделаны из фарфора». С тех пор Петр часто играет на этом инструменте концерты в разных залах.

Рояль Sturzwage создатель приюта вывез из дома, который собирались сносить. Доходный дом начала XX века напротив сада «Эрмитаж», огромные квартиры с потолками высотой более 4 м. Человек, который следил за инструментом, умер лет за двадцать до того, как рояль передали Петру. «Дети и внуки уже не музицировали, но держали инструмент у себя, — рассказывает Петр. — В какой-то момент у них потек и обвалился потолок, и, чтобы он не рухнул окончательно, они подкатили к протекающему углу рояль и поставили на него еще какие-то предметы. Вся эта конструкция держала потолок, и, соответственно, вода стекала внутрь рояля».

Местная администраторша фактически грудью защищала консерваторию от проникновения в нее редчайшего венского рояля. В результате инструмент простоял на боку в проходе

Инструмент австрийского мастера Johann Ast середины ХIХ века Петр нашел в подмосковном городке Протвино в хрущевке и купил за 2 тыс. рублей. Рояль в очень плохом состоянии: дерево местами попорчено жучком, много трещин и искривлений. Коллега Петра, профессор Марк Пекарский, согласился пристроить инструмент в классе ударных Московской Консерватории. «Однако местная администраторша категорически запретила его вносить, фактически грудью защищала консерваторию от проникновения в нее редчайшего венского рояля, — вспоминает Петр. — В результате инструмент простоял на боку в проходе, потом в сарае художника Тэжика. Рояль взялся отреставрировать один «умелец» из Московской Консерватории, но в итоге он испортил инструмент».

«Если вам предлагают отреставрировать рояль, вас обманывают»

Петр говорит, что реставрация старинных роялей в России невозможна по одной простой причине: у нас нет мастеров такого уровня. Намного проще отремонтировать обычный рояль по устоявшейся технологии, чем возиться с «незнакомцем», ведь каждый старинный инструмент хранит какой-нибудь сюрприз.
Но это неприятности, связанные не просто с возрастом предмета или условиями его хранения. На самом деле самое сложное то, что никто не знает, как должен работать старый инструмент, каковы его технические параметры. «Очень часто приходилось сталкиваться с варварской реставрацией, — говорит Петр. — Я как играющий музыкант могу сказать только, что ни один из виденных мной роялей, отреставрированных в нашей стране, не соответствует своим истинным возможностям».

Реставрация старинных роялей в России невозможна по одной простой причине\: у нас нет мастеров такого уровня. Намного проще отремонтировать обычный рояль по устоявшейся технологии, чем возиться с «незнакомцем»

 

Для того чтобы заниматься высококачественной реставрацией старинных инструментов, недостаточно быть просто хорошим мастером, уверяет Петр: «Нужно глубокое изучение исторической информации, знание материалов, технологий соответствующего времени. Необходимо читать специальную литературу, причем на иностранных языках. В России она труднодоступна. Понадобится общение с европейскими мастерами, которые достигли больших высот в этой области. Все это вполне реально сегодня, нужно только, чтобы появились люди, которые занялись бы этим делом всерьез, так как люди, играющие на старинных инструментах, существуют и их становится все больше».

Недавно Петр познакомился с бельгийским мастером Крисом Маане. Он, один из немногих реставраторов роялей в мире, готов взяться за инструменты из московского приюта. Но, во-первых, работы по реставрации очень дороги, во-вторых, из России сложно вывезти что-то старинное, а еще сложнее ввезти обратно. «Такие запреты неправомерны, — уверен пианист. — В итоге получается, что рояли можно выбросить и сжечь (что происходит в катастрофических масштабах), но нельзя вывезти за границу». Привезти в Россию мастера со всей его мастерской тоже невозможно.

Старые инструменты всегда будут важнейшим материалом для изучения в работе любого музыканта, который соприкасается с не современной ему музыкой

 

Дорога в «Алмазный мир»

«С самого начала собирания инструментов я столкнулся с равнодушием, — признается Петр. — Если бы оно исходило только от людей, не имеющих никакого отношения к музыке и искусству вообще, это было бы понятно. Однако коллеги-пианисты не понимали, для чего все это. Обычно я просил как-то посодействовать в хранении инструментов, потому что это первая возникающая проблема. И дело не в том, что мне никто не мог помочь, а в том, что почти никто не понимал зачем». Но все же исключения были, и, по словам Петра, все вопросы решались исключительно благодаря чьей-то частной инициативе.

Россия — огромнейшая территория, пустует множество зданий. А поставить куда-нибудь старинные рояли – практически невозможно

Как рояли оказались на заводе по огранке бриллиантов? Сначала все инструменты Петр хранил там, где получалось найти для них угол. В 2012 году он по инициативе куратора Кати Бочавар участвовал в спецпроекте 4-й Московской биеннале современного искусства Arthouse Squat Forum с инсталляцией PianoRecycle, где было выставлено 17 исторических фортепиано. В здании еще шел ремонт, толком никакой охраны не было. В итоге произошел пожар. Рояли не сгорели, но покрылись копотью. Но именно на выставке произошла судьбоносная встреча. В Arthouse пришел гендиректор ОАО «Алмазный мир» Сергей Улин. Он увидел рояли и сразу предложил разместить инструменты на заводе. Сказал, что есть место, площадь позволяет. Петр согласился, и рояли перевезли.
«Вообще, это удивительно: Россия — огромнейшая территория, пустует множество зданий. А поставить куда-нибудь старинные рояли — практически невозможно, — возмущается Петр. — Сейчас этот вопрос временно решился. Теперь инструменты под крышей, все в одном месте».

По мнению создателя приюта, отношение к старинным инструментам должно быть более бережным: «Иначе может погибнуть целый культурный пласт, и через несколько лет мы обнаружим, что не осталось почти ничего из того, что было так важно для многих поколений». Петр считает, что как можно больше людей должно проникнуться этой историей.

Гендиректор ОАО «Алмазный мир» Сергей Улин увидел рояли и сразу предложил разместить инструменты на заводе. Сказал, что есть место, площадь позволяет. Петр согласился, и рояли перевезли.

 

Кто такой Петр Айду

Петр Айду закончил Московскую Консерваторию по классу фортепиано и органа, аспирантуру, Высшую школу музыки и театра в Ганновере (Германия) по историческим инструментам (клавесин, хаммер-клавир, лютня). Лауреат 1-й премии и Гран-при Международного конкурса пианистов в Цинциннати (США, 1991), 2-й премии в Риме (1997), солист Московской филармонии.

Преподаёт фортепиано, клавесин и камерный ансамбль в Московской консерватории. Дает концерты в России и других странах. С 2009 года — руководитель  Музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства». По его инициативе возобновлена деятельность Персимфанса — первого оркестра без дирижера, основанного в 1922 году в Москве и вынужденно прервавшего свою деятельность в 1933.

Автор художественных акций, посвящённых старинным инструментам — концерт-фотовыставка «Потерянные пространства», интерактивная инсталляция «Комната с пианино», инсталляция PianoReCycle. В 2012 году создал интерактивную звуковую выставку «Реконструкция шума» в Политехническом музее и спектакль «Реконструкция утопии» в театре «Школа драматического искусства».