В ночь на понедельник, 4 июня, на 78-м году жизни в Петербурге скончался известный российский певец Эдуард Хиль.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Эдуарда Хиля, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Но еще до появления этой новости известие о смерти Хиля вызвало резонанс и даже стало одной из самых упоминаемых тем в твиттере. Об этом было бы неловко упоминать, если бы не судьба самого Хиля. В последние годы он снова стал так популярен, и эта новая слава ему так шла, что неловко было бы, наоборот, воспринимать его только как выдающийся памятник давно ушедшей эпохи.
Эдуард Хиль — певец с консерваторским образованием и целым набором оперных партий, спетых на сцене оперной студии консерватории, — с момента появления на эстраде был классической оттепельной фигурой, живой и обаятельной, с тяжелым бэкграундом, разносторонним опытом и пристрастием к широкому репертуару. Когда в 1962 году на сцене ЦДРИ его представил публике Леонид Утесов, за плечами у Хиля было военное детство, детдом и голод, побеги на фронт, потом учеба в полиграфическом институте, работа на фабрике и только потом — в консерватории. В концертах Ленинградской филармонии ученик авторитетных профессоров и поклонник Шульженко пел вперемежку народные песни, дореволюционные романсы, оперные арии, песни Гражданской войны, 30-х и 40-х годов. От такой безграничности собственных возможностей и репертуара он получал огромное удовольствие.
В том же 1962-м Хиль поехал в Москву на II Всесоюзный конкурс артистов эстрады с «Маританой» Свиридова и «Историей про бублики» Андрея Петрова из фильма «Путь к причалу» и получил свое первое лауреатское звание. Потом их было много, в том числе важное для советской эстрады — на конкурсе в Сопоте, любопытное — на конкурсе в Бразилии, а также самые принципиальные для карьеры государственные — заслуженного артиста РСФСР в 1968-м и народного артиста РСФСР в 1974-м. Песни Андрея Петрова, и главная среди них «Я шагаю по Москве», с тех пор превратились в основу репертуара советского Хампердинка. Но и Свиридов не остался для певца всего лишь кратким эпизодом — в поздние годы Хиль записывал совсем не эстрадные песенные циклы Свиридова и Гаврилина. И эти записи стали легендарными для знатоков широкого профиля.
До этого Хиль успел спеть большинство главных песен 60-х — «Это было недавно, это было давно», «Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Лесорубы», «А люди уходят в море». В том числе «Вокализ» Аркадия Островского, благодаря которому и заставил говорить о себе во втором десятилетии XXI века. «Вокализ» превратился в «Трололо», а необъятная аудитория киноконцертных залов и «Голубых огоньков» сменилась интернет-публикой, скачивавшей «Трололо» в невероятных количествах (счет шел на миллионы) по всему миру. Сам Хиль к своей интернет-популярности относился так же легко, как к громкой славе в парижской эмигрантской среде, когда уже в 90-е месяцами работал в кабаре «Распутин», куда, говорят, послушать Хиля заходили Шарль Азнавур и Мирей Матье. А его чувства стиля и чувства юмора хватило на десятилетия карьеры и на то, чтобы оказаться выразительным лицом одного времени, интересным для другого.
Эдуард Хиль будет похоронен в четверг, 7 июня, на Смоленском кладбище в Петербурге.
Советский Хампердинк
Умер Эдуард Хиль
Наверх