Во вторник в Баку прошел первый полуфинал конкурса «Евровидение». Уровень участников телешоу оставляет желать лучшего — как и в прежние годы, почти половина номеров была заурядная. Европейский вещательный союз пытается поднять уровень конкурса за счет привлечения известных имен, но звезд на 42 делегации не хватает — далеко не каждая страна находит достойных представителей для столь популярного мероприятия. Смотреть выступления конкурсантов нон-стоп откровенно скучно, хотя к субботнему финалу ситуация изменится в лучшую сторону — самые слабые выступления отсеиваются в полуфиналах.
«Евровидению» давно пора встать на профессиональные рельсы. Собственно, саму медиаимперию вряд ли можно назвать непрофессиональной — там вращаются большие деньги, подписываются крупные спонсорские контракты, а в Баку так и вовсе к конкурсу в кратчайшие сроки построили огромнейший зал, который так и хочется назвать стадионом. С «Евровидением» связаны туристические потоки, улучшение городской инфраструктуры. Вот только конкурс во многом продолжает оставаться любительским. За всю его историю суперзвездами стали только квартет ABBA, победивший в 1974 году, и Селин Дион (1988). Советский Союз, кстати, никогда не участвовал в «Евровидении», хотя трансляция шоу в странах Восточного блока началась еще в 1965 году.
Главная и едва ли не единственная прелесть конкурса в том, что это спортивное соревнование с примесью политики, хотя в этот раз на полуфинале градус борьбы был снижен решением голосовать по окончании всего шоу, а не после каждого номера. Страны соревнуются между собой, машут флагами, зарабатывают баллы. На «Евровидении» принято болеть. Как в футболе — за «своих» или (поскольку по условиям конкурса нельзя голосовать за собственную страну) за тех, кто особо пришелся по душе. Таковые всегда находятся, потому что периодически те или иные страны решают, что пора бы показать поп-Европе большую фигу. И присылают то трэш-метал-монстров вроде Lordi из Финляндии, то кого-нибудь с абсолютно сюрреалистичным вокалом, как в этом году у Роны Нишлиу из Албании, на худой конец радуют обывателей Веркой Сердючкой.
Встать поперек формата наконец решилась и Россия. Решилась по-умному — «Бурановские бабушки» представляют не музыкальный, но этнографический интерес и для Европы являются абсолютной экзотикой. Экзотика не в песне (хотя она потрясающе точно вписывается в формат «Евровидения») и не в костюмах (хотя они на редкость аутентичны), а в том, что бабулек увезли в это царство гламура, оторвав от реальных огородов и скотины. Когда в Баку начинают это обсуждать, завсегдатаи конкурса приходят в полнейший восторг. При этом сами участницы самодеятельного коллектива не воспринимают происходящее с ними как свой звездный час или повод на старости лет насладиться прелестями сладкой артистической жизни. Они остаются деревенскими жительницами, любительницами из сельского клуба. А то, что в кулуарах «Евровидения» они вызывают безумный ажиотаж, как раз говорит о подсознательных установках конкурса — любительские коллективы смотрятся в нем лучше и органичнее.
Впрочем, нельзя недооценивать и особенностей продвижения бабушек. Не каждый коллектив из сельского ДК способен на такое — сначала нужно решиться, не снимая национальных костюмов, запеть русский рок, потом битлов, потом еврохиты. Путь для селян тернист — рано или поздно встает вопрос: а не балаган ли все это? Но все настолько устали от скучных среднестатистических песен, созданных по устаревшим поп-лекалам, что группа из Буранова определенно появилась в нужное время в нужном месте.
Наши замечательные бабульки, кстати, в полуфинале пели нестройно: видимо, все-таки разволновались. К тому же нельзя назвать удачной и телевизионную «картинку»: минимум крупных планов, максимум дальних. Не было видно, например, что наши бабушки вышли в лаптях. Да и в их лица с архаичными металлическими зубами Европе толком не дали вглядеться.
В том, что «Бурановские бабушки» пройдут полуфинал, мало кто сомневался, но в финале качество «картинки» может сыграть решающую роль. Впрочем, наша делегация осталась полностью довольна тем, как номер был снят.
В Баку еще до старта конкурса многие прочили удмуртскому ансамблю первое место. Западные журналисты охотно обсуждают, где будет проходить следующее «Евровидение» — в Москве, Питере, Сочи или, может быть, в Ижевске. Но у букмекеров другие расклады. Шведская певица Лорин, которая выйдет в четверг во втором полуфинале с песней Euphoria, — явный фаворит «Евровидения-2012». Лорин привезла в Баку такую песню, от которой и Мадонне не грех покусать свои локти. Профессиональнейшая работа всей шведской команды — композитора, артистки, режиссеров, продюсеров, аранжировщиков — еще за несколько месяцев до конкурса подняла шведку над всеми участниками. Хватит ли у «Бурановских бабушек» обаяния, чтобы нивелировать шведский профессионализм, об этом мы узнаем только в ночь на воскресенье.