Бывший директор Московской филармонии, в последние два года служивший в должности директора департамента современного искусства и международных культурных связей и возглавлявший филармонический худсовет Алексей Шалашов после объявления о решенной отставке министра культуры Александра Авдеева вернулся домой — снова на пост филармонического гендиректора. Елена Зубарева, проработавшая вместо него в течение этих двух лет, в свою очередь возвращается в должность первого заместителя Шалашова. Именно эта конструкция, действовавшая с 2002 по 2008 год, позволила Московской филармонии занять лидирующие позиции среди организаторов местной концертной жизни, расширить ассортимент так, что появились очереди за билетами, определить черты стиля и возможностей, в которых она может работать, и заодно провести успешную реконструкцию здания на Маяковке.
Теперь Шалашов возвращается, но, по сути, в управлении филармонией мало что изменится. Абонементные планы составлялись при активном участии Шалашова, и сезон спланирован так, чтобы выглядеть живее прошлого. В абонементную сетку возвращаются импортные музыканты и оркестры. В завершающемся сезоне из-за сокращения финансирования количество гастролей заметно уменьшилось. Но в новой абонементной книжке — эффектный список имен и названий.
С момента старта продаж филармония продала больше 60 тыс. абонементов (первыми в считанные дни, как всегда, полностью раскуплены детские абонементы, абонемент Дениса Мацуева), а столпотворение в кассах вошло в историю. Уже бывший директор филармонии Елена Зубарева рассказывала: «После начала продаж абонементов мы получили огромное количество благодарностей и претензий». Еще бы. Люди стояли в очереди за абонементами по шесть-десять часов, а кассы работали даже ночью. Надо отдать должное филармонии — она заботилась об очереди как могла. Например, поила людей водой-чаем бесплатно. «Кто-то притащил автомат электронной очереди, но вряд ли он всерьез работал». Зубарева согласна, что необходимо все же начинать скорее продавать билеты через интернет. Но филармонию все так же, как еще год назад, беспокоит вопрос технологии — для того, чтобы электронными билетами не спекулировали, слушатель должен будет предъявить на контроле не только билет на концерт, купленный через интернет, но и паспорт, а это увеличит время прохода в зал. И мировая практика отчего-то ничем руководству филармонии не помогает. Здесь настаивают на особенностях местного менталитета, хотя теперь уже в отличие от обсуждения темы еще год назад тон разговора явно смягчился. В общем, будут пробовать. Хотя речь пойдет пока только о билетах на отдельные концерты. Абонементы все равно будут продавать по старинке.
Ассортимент будущего сезона отличается от прошлогоднего предложения. Есть импорт, репертуарные раритеты и премьеры. Появятся с концертами несколько западных оркестров — Базельский симфонический, Лондонский филармонический, Люцернский фестивальный оркестр, камерные оркестры Зальцбурга, Мюнхена и театра «Ла Скала». Дирижерский перечень участников абонементных программ вполне импозантен: в нем Клаудио Аббадо, Инго Метцмахер, Джеймс Конлон, Жан Клод Казадезюс, сэр Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Мулдс, Семен Бычков. При этом цена абонементов в целом не выросла, хотя есть серии, в которых верхняя ценовая категория производит впечатление: к примеру, абонемент из трех концертов с участием Вальтрауд Майер, Дмитрия Хворостовского и Василия Герелло можно купить за 18 тыс. руб., по стандартной высокой европейской цене.
Но многие серии стоят совсем дешево, предлагая меж тем любопытный набор. На новый сезон запланировано больше современной музыки — например, в декабре филармония наконец повторит фестиваль «Другое пространство» с прогулками по разным филармоническим территориям и глубоким погружением в современную музыкальную языковую среду. А Камерный зал предложит к столетию одного из главных авторов и идеологов музыки ХХ века «Музыкальный мини-фестиваль «Путеводитель Джона Кейджа по «грибным местам» Нью-Йорка». Увеличивая количество современной музыки, филармония одновременно сетует на российское законодательство, по которому современная музыка требует от организаторов концертов благотворительного подхода к делу — согласно постановлению правительства от 1991 года 10% от общей выручки за концерт полагается передать Российскому авторскому обществу (РАО), если в программе стоит пятиминутное сочинение современного автора. Получается, что включать новую музыку в концерт из произведений Шуберта и Баха не выгодно. И современная музыка загоняется в фестивальные резервации для специалистов. При этом гражданский кодекс гласит, что РАО должно получать проценты только от исполнения охраняемых произведений. Руководители всех региональных филармоний подписали письмо тогда еще председателю правительства Владимиру Путину с просьбой решить законодательную задачку о первенстве гражданского кодекса над постановлением. Руководство филармонии обещает: в том случае, если вопрос решится положительно, современная музыка потечет в абонементные программы мощным потоком.