Немецкий коллектив Rammstein два дня подряд, в пятницу и субботу, выступал в столичном спорткомплексе «Олимпийский» и собрал в общей сложности 35 тыс. человек. Несмотря на то что многие номера огненного шоу российская публика уже видела в прошлый приезд «музыкальных пролетариев» (в рамках тура Liebe ist für alle da), их концерты снова произвели неизгладимое впечатление.
Такого эффектного представления, как Rammstein, не делает, пожалуй, никто. На цирковых сценах бывает, конечно, всякое, но чтобы так искрились и горели (в прямом смысле) профессиональные музыканты, добившиеся большой популярности благодаря своим альбомам, — большая редкость. В прошлый их приезд в Москву из-за огненного шоу сильно возбудилось наше МЧС. Тогда вопрос удалось уладить (обычным русским способом или цивилизованным немецким, не сообщалось), в этот раз проблем уже не было, ну а сама группа слоганом нового тура выбрала «Нет огня — нет шоу».
Огонь появился сразу же: участники Rammstein прошествовали в зал с факелом, флагом группы и флагом России с центральной трибуны, взошли на специальный мост, перекинутый между центром зала и сценой, и оказались на своих рабочих местах. Рабочие места у музыкантов Rammstein определяются не только местонахождением их инструментов, но прежде всего расположением всевозможных пиротехнических устройств. Уже на первых же песнях с вокалиста Тиля Линдеманна стали во все стороны сыпаться искры, а вокруг него — бить из сцены огненные ключи. На сцене вообще постоянно что-то горело или взрывалось, порой создавалось ощущение, что ты находишься в кино и смотришь высокобюджетный боевик с дорогими компьютерными эффектами, но только осознаешь, что все эти трюки происходят в реальности.
Взрывы и огненные вихри как нельзя лучше дополняют тяжелый «пролетарско-индустриальный» музыкальный стиль коллектива. Но не только рычащий подобно льву Линдеманн отдувался перед зрителем с этими апокалиптическими игрушками. Из голов гитаристов периодически били языки пламени метра на три, а ближе к финалу они принялись изображать что-то вроде злых бульдогов, готовых сорваться с цепи и завладеть маленькой сценой, на которую по тому же «летающему» мосту их ведет вездесущий Линдеманн. Но самый безбашенный человек в составе Rammstein — клавишник Кристиан Лоренц. Мало того что на своем инструменте он играет не стоя, а шагая по специальному беговому тренажеру, вмонтированному в сцену, так еще и прыгает в котел, который коллеги старательно подогревают огнем. А после садится в надувную лодку, которую запускают в реальное «плавание» по рукам разгоряченных зрителей, стоящих в танцпартере. Как Лоренцу удается всякий раз «приплыть» обратно и не потерпеть кораблекрушение, не вполне понятно.
Нового музыкального материала у группы нет. Все время и силы (откуда они вообще берутся при такой программе?) уходят на гастроли. Нынешний тур группа проводит, что называется, «на бис». За последние два с лишним года Rammstein дали неимоверное количество концертов, и на большую часть билеты распродаются задолго до шоу. Так что новая музыка пока ни к чему: сворачивать огненную феерию ради выстраданных унылых студийных новинок, за которые уже и в Европе ничего не хотят платить, не жаждут ни музыканты, ни тем более их «цирковые» менеджеры.
К тому же шоу продолжает провоцировать. Немецкую группу давно держат под прицелом антифашисты, вслушиваясь в слова и всматриваясь в общий стиль. А он таков, что когда со сцены звучат жесткие и двусмысленные слова на немецком и тысячи голосов повторяют их, а тысячи рук синхронно вскидываются вверх — пусть и не в фашистских приветствиях, а в рок-экстазе, — то выглядит это определенно устрашающе. На песне Du Hast этот экстаз становится особенно сильным. Хотя официально Линдеманн тему аллюзий с Гитлером закрыл давно, написав песню Links 2 3 4 и объяснив непонятливым все «в прозе». Любые совпадения, дескать, просьба считать случайными.
К Москве и к российской публике рожденные в ГДР музыканты относятся превосходно: Линдеманн способен без акцента поприветствовать и поблагодарить зрителей на русском, ну а в части музыкальной программы на закуску группа всегда оставляет «спецпесенку». Наполовину русскоязычная вещица Moskau с женским вокалом была записана в 1994 году. Так что в экстазе «Олимпийский» по традиции дружно запевал: «Moskau, раз-два-три, Moskau, посмотри, пионеры там и тут песни Ленину поют». В агитации за вождя мирового пролетариата Линдеманна, впрочем, пока еще никто не обвинял.
Нет шоу без огня
Гром и молнии группы Rammstein, как всегда, произвели сильное впечатление на публику
Наверх