20465
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22778
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12080
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3806
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8107
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6708
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4043
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2976
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12059
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9511
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7494
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7925
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5298
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4052
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3145
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3070
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4018
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2864
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2881
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4390
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3818
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2684
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4358
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4353
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3354
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3127
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3174
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5575
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4067
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3129
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
15:55 24/08/2012 Анна Шейнина 0 54

Искусство принадлежит свободным

Советский и польский нонконформизм выставили в Москве

Прежде чем отправиться в Москву, 120 работ из собрания польского коллекционера Петра Новицкого побывали в Гданьске — в здании главного музея города весной этого года прошла польская презентация проекта «За железным занавесом». Здесь важно все: и что это Гданьск, город «Солидарности», и что приветственные слова (они открывают каталог) написали Лех Валенса и Михаил Горбачев. И даже то, что в Москве коллекцию Петра Новицкого показывают в Музее декоративно-прикладного искусства — в этом не слишком популярном у москвичей особняке на Делегатской в незапамятные времена находился Совет министров РСФСР, так что польские и советские авангардисты разместились сейчас аккурат в обшитом дубом кабинете совминовского начальника Михаила Соломенцева. В звучавших на открытии официальных речах сегодняшний день российско-польского диалога осторожно обходили, и это тоже, как ни странно, вполне вписывается в собирательскую стратегию Петра Новицкого. Потому что вся его коллекция как раз о том, как много мы, русские и поляки, не знаем друг о друге, когда клянемся в братских чувствах и вечной дружбе.

Прекрасный ответ официозу, что сегодняшнему, что полувековой давности, — гигантский смешной Ленин, с которого московская экспозиция собственно и начинается. Это совсем ранний Дмитрий Врубель, работа конца 1980-х годов, — вождь пролетариата срисован со всем известных тиражных плакатов, длина холста добрых метров пять, все морщины, волоски, бугры и впадины на коже прорисованы со звериной академической серьезностью, и как раз поэтому получается очень смешно: плакат будто готов заговорить о человеческом, что идеологической изопродукции прямо противопоказано. За человеческим, кстати, тут же открывается сверхчеловеческое: врубелевский Ленин написан так, что на лбу у него при желании вполне можно рассмотреть горбачевское родимое пятно, а припухший левый глаз и щеку принять за кусочек лица не то Сталина, не то Дзержинского, любой советский вождь в принципе подойдет.

Выставка как раз о том, как много русские и поляки не знают друг о друге, когда клянутся в братских чувствах и вечной дружбе

Не то чтобы вся российская часть коллекции Петра Новицкого обыгрывала советские визуальные штампы, в его собрании есть и Эрик Булатов, и Илья Кабаков, и Эдуард Гроховский, что же до Дмитрия Врубеля, то он в этой частной коллекции представлен так ярко, что оказался в итоге одним из главных героев московской выставки. Амбиций сосредоточиться только на соц-арте или только на концептуализме у Петра Новицкого не было никогда. Задача формулировалась, пожалуй, даже более серьезно — с 1970-х в родной стране и с конца 1980-х в СССР этот энтузиаст собирательского дела искал свободное искусство. Неоавангард и поп-арт, живопись и объекты, классики и дебютанты — на музейную полноту разношерстная коллекция Петра Новицкого, видимо, все же не тянет, зато романтической верой в художника, который творит свободно даже в несвободной стране, заражает вполне.

Дмитрий Врубель. Из цикла «Перестройка», 1990

Эту самую свободу польский коллекционер понимает прежде всего как возможность рефлексировать на тему авангардной традиции — в открытую учиться у искусства 1920–1930-х годов, вести диалог с предшественниками, в конце концов ставить вопрос об исторической ограниченности и смерти авангарда. Понятно, кто здесь свободнее, ведь в Польше, если совсем начистоту, авангардная традиция, по сути, никогда не прерывалась и почти не знала запретов. Соцреализм как таковой польское изобразительное искусство (в отличие от литературы) узнать не успело, уже с начала 1960-х у польских авангардистов новой волны была возможность не только без притеснений работать, но и относительно свободно выставляться в государственных галереях (курьезная «Директива о культурной политике в области изобразительного искусства», принятая в 1960 году секретариатом ЦК Польской объединенной рабочей партии и устанавливающая квоту в 15% для нефигуративной живописи, известная в народе как «норма 15% абстракции», вызывала у польской интеллигенции скорее насмешки, чем страх). Понятно, почему так важны в общей выставочной концепции Петра Новицкого работы представителей первой волны авангарда Катажины Кобро и Владислава Стжеминского, кстати, чуть ли не единственных польских художников, действительно пострадавших от рук власти: в самом начале 1950-х Стжеминский был уволен из Высшей школы изобразительных искусств в Лодзи за неуважение к канонам соцреализма, его жене Катажине Кобро, оставшейся без работы, еще в конце 1940-х пришлось сжечь свои деревянные скульптуры, чтобы обогреть квартиру. Вот она, непосредственная ниточка, тянущаяся из 1910-х годов, — на афише парижской выставки «Предшественники абстрактного искусства в Польше» вверху минималистский «Морской пейзаж» Стжеминского, под ним фамилии Малевича и Татлина (у обоих во Вхутемасе успела поучиться Катажина Кобро).

Эдуард Гороховский. «Ленин - Сталин», 1989

Дальше больше. Основная и, конечно, самая любимая часть коллекции Петра Новицкого — это второй авангард, 1950–1980-е годы. Тадеуш Кантор (редчайшая в России возможность увидеть живописные работы великого режиссера), Эрна Розенштейн, Альфред Леница, Роман Опалка, Мариан Чапля, Хенрик Стажевский, абстракция, фигуратив, гравюры, газетная и гофрированная бумага, холсты — по тому, что собрано Петром Новицким, можно изучать историю польского искусства второй половины XX века, но с еще большим успехом стоит здесь поучиться влюбленности собирателя в своих таких непохожих и таких талантливых современников. Российское искусство этих лет представлено в его коллекции пусть более фрагментарно, но с ничуть не меньшей любовью. Дмитрий Краснопевцев и Николай Вечтомов, Эдуард Штейнберг и Борис Жутовский, Владимир Янкилевский и Владимир Немухин — чтобы понять, чем жило русское искусство этих десятилетий, явно маловато, но чтобы разделить с Новицким восхищение людьми, которые его творили, вполне достаточно.

Эта любовь завела польского коллекционера, кстати, довольно далеко. Уже в 1990-е годы, будучи обладателем изрядного собрания неподцензурного русского искусства, он вдруг начал интересоваться соцреализмом — не смеха ради, не потому, что почувствовал в портретах доярок и в лениниане коммерческий потенциал, а всего лишь ради полноты картины: чтобы показать его любимых нонконформистов так, как они того заслуживали, требовался фон, наглядный образец того, кем они могли бы стать, но не стали. Это, пожалуй, единственный раздел выставки, где стоит всерьез говорить об идеологии. Все остальное, что Петр Новицкий собрал и привез в Россию, спекуляциям по поводу железного занавеса и постановлений партии и правительства откровенно сопротивляется. Просто потому, что искусство даже в самой несвободной стране умудряется развиваться по своим законам, а не по поручению партии или сигналам с той стороны занавеса. Было бы неплохо, если бы наши коллекционеры и музеи умели говорить об этом так доходчиво, как Петр Новицкий.