Сюрреальность. Кино как метафора кино
Holy Motors (Корпорация «Святые моторы»)
Реж. Лео Каракс
Режиссер Лео Каракс молчал более десяти лет. На вопрос «почему так долго?» отвечал просто: нечего было сказать, а как возникла идея — появились «Святые моторы». И сразу попали в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2012. Эта картина — о масках, которые мы носим или хотели бы примерить, но прежде всего о сути лицедейства и актерского искусства — вечной и такой притягательной обманке. Многочисленные отсылки к истории кино и великолепная игра Дени Лавана, который перевоплощается то в старуху-нищенку, то в сумасшедшего маргинала, то в умирающего старика, — как минимум две причины, по которым стоит смотреть фильм.
Литературное
Легендарный писатель
Мисима. Финальная глава.
Реж. Кодзи Вакамацу
Последняя работа классика японского кино, трагически погибшего в октябре этого года. Картина повествует о последних годах жизни и ритуальном самоубийстве культового писателя Юкио Мисимы, без пяти минут нобелевского лауреата, эстета, провокатора, патриота, активного общественного деятеля, призвавшего армию к государственному перевороту. Фильм интересен как минимум с познавательной точки зрения, хотя к изобилию национальной специфики можно было бы придраться.
Философия власти
Фауст
Реж. Александр Сокуров
Завершающий фильм тетралогии Александра Сокурова о власти, получивший главный приз Венецианского фестиваля. Визуализация не столько гетевского «Фауста», сколько смыслов, скрывающихся между строк. Доктор Фауст — тот, кто тенью стоит за героями предыдущих фильмов тетралогии, — Гитлером, Лениным, японским императором Хирохито. Персонаж, который может легко принять их обличье в своих попытках обмануть дьявола.
Культовый роман: секс, наркотики, интеллектуалы
На дороге
Реж. Вальтер Саллес
Первая экранизация главной книги поколения битников, культового романа Джека Керуака «На дороге». К изучению романа и культуры битничества Саллес , ранее снявший байопик «Че Гевара. Дневники мотоциклиста», подошел со всей серьезностью. На это у него ушло восемь лет, за которые он даже успел снять отдельное документальное кино о своем погружении в мир книги.
Шекспир в тюрьме
Цезарь должен умереть
Реж.братья Паоло и Витторио Тавиани
Фильм-победитель Берлинского кинофестиваля. Эксперимент человеческий и кинематографический. Шекспировская драма разыгрывается не где-нибудь, а в тюрьме строгого режима, знаменитой римской «Ребибии». Братья Тавиани рассказывают документальную историю постановки «Юлия Цезаря» в тюремном театре. И рассказывают силами все тех же уголовников, занятых в спектакле. Итог — жесткая, эмоционально заряженная картина о возможности свободы. Пусть даже и в тюрьме.
Грани любви
Между жизнью и смертью
Любовь
Реж. Михаэль Ханеке
Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Но дело не в этом. И даже не в имени режиссера. Несмотря на обилие легковесных ромкомов и вполне приличных мелодрам, фильмов о любви не так много. А о любви последней и того меньше. Когда любимый человек, с которым прожили всю жизнь, не просто угасает, а уходит мучительно, некрасиво, буквально разлагаясь на глазах. Тонкая, пронзительная игра 81-летнего Жана Трентиньяна и 85-летней Эмманюэль Ривы.
Я буду рядом
Реж. Павел Руминов
Ужас умирания и радость жизни. Молодая женщина узнает о том, что больна раком, и начинает поиски приемной семьи для своего 6-летнего сына. Полнометражный фильм смонтирован из сериала. Несмотря на трагический сюжет и предельную эмоциональность, картину менее всего хочется назвать слезоточивой. Ритмически и драматургически фильм немного проигрывает от смены сериального формата на полный метр, но это не помешало ему получить главный приз «Кинотавра».
Жить
Реж. Василий Сигарев
Как жить дальше, если близкий человек умирает? Если вокруг — безрадостная , серая действительность? Да и вообще— возможно ли? Фильм складывается из трех параллельных историй. Бросившая пить алкоголичка, ВИЧ-инфицированная пара и маленький мальчик, раздражающий мать и отчима самим фактом своего присутствия — все они сталкиваются со смертью родных людей, нестерпимой болью и отчаянием. Фильм, который выматывает и опустошает. Фильм, который убеждает: жить.
Кризис брака
Измена
Реж. Кирилл Серебренников
Третий полнометражный фильм Кирилла Серебренникова. Рабочее название картины — «Казнь». Эти два понятия, в общем-то, в полной мере объясняют суть фильма. Возможно, немного морализаторского и немного буксующего драматургически. Интересна стилистика картины: ее герои не имеют имен, это универсальные Он и Она, действие разворачивается в пространстве, лишенном национальных и временных черт. Смотреть стоит хотя бы ради визуального решения. Ну, и морали, хоть и не новой.
Условная Света из Иванова
Я тебя не люблю
Реж. Павел Костомаров, Александр Расторгуев
Эта документальная картина — об интимной жизни этакой условной Светы из Иванова. Девушки, которая носит майку с принтом «Все бабы как бабы, а я — богиня», чьи мечты просты и конкретны: побольше денег, дорогая машина и богатый принц. «Я тебя не люблю» — фильм нежный, даже трепетный, сделанный с большим уважением к героине, рядом с которой режиссеры провели не один год. К тому же абсолютно зрительский — с внятным сюжетом и драматургически выстроенный.
О милосердии
Пьета
Реж. Ким Ки Дук
В переводе с итальянского «пьета» означает «милосердие». Именно так называется знаменитая скульптура Микеланджело — изображение оплакивающей Христа Богоматери. Фильм Ким Ки Дука, обладатель «Золотого льва» Венецианского фестиваля, повествует о тридцатилетнем отморозке, который зарабатывает выбиванием долгов из должников. Любыми средствами. Милосердие для него чуждо. Пока в его жизни не появляется женщина, называющая себя его матерью.
Документалистика
Человек вне общества
Антон тут рядом
Реж. Любовь Аркус
Режиссерский дебют киноведа Любови Аркус. Документальная лента о мальчике-аутисте, съемки которой начались в момент, когда Антон не сегодня-завтра должен был попасть в психоневрологический интернат. Аркус не просто наблюдала, но принимала активное участие в судьбе Антона на протяжении четырех лет. За это время в его жизни появилась надежда. Изменилась сама Аркус, поневоле ставшая одним из героев ленты. Это фильм о любви и сострадании. О том, что Антон — его боль, отчаяние, страх и потребность в любви — в каждом из нас.
Человек и общество. Протесты
Зима, уходи!
Мастерская Марины Разбежкиной
В течение двух месяцев «десять студентов Марины Разбежкиной снимали события «протестной зимы» 2012 года. Получилась многослойная хроника о тех, кто меняет политическую погоду, и о тех, кто подстраивается под перепады давления и колебания температуры. Калейдоскоп лиц, человеческих историй, мнений, взглядов на жизнь. Герои фильма — герои сегодняшнего дня. И далеко не всегда это лидеры, реальные или мнимые. Внимательный, неангажированный взгляд на собственную страну, вдумчивый, актуальный фильм о ее людях.
Мистика
«Я тоже хочу»
Реж. Алексей Балабанов
Бандит, алкаш, старик — отец алкаша, музыкант и проститутка — отправляются на поиски мистической колокольни счастья. Народная молва помещает ее где-то между Угличем и Питером и наделяет весьма непростым нравом — не каждого колокольня «забирает», это право еще нужно заслужить. Одну из главных ролей исполняет музыкант группы «АукцЫон» Олег Гаркуша. Появляется в кадре и сам Балабанов, что для него нетипично. Притча, мистика, роуд-муви — жанр фильма определить сложно. Впрочем, как и найти счастье.
Новый немой
Артист
Реж. Мишель Хазанавичус
Немой кинематограф в XXI веке — это, конечно, стилизация, игра. Но игра талантливая и увлекательная, которая полностью захватывает внимание зрителя. Обилие киноцитат для синефилов и изящная картинка для взыскательных эстетов. Немного наивная, но красивая история о любви и золотом веке Голливуда с его томными женщинами в дорогих платьях и элегантными мужчинами во фраках.