С 14 июня в российском прокате новый фильм Авдотьи Смирновой «Кококо» будет бороться за внимание нестандартного зрителя. Стандартный зритель — подростки 14–16 лет — вряд ли заинтересуется этой картиной. Но иногда в кино приходят и люди за тридцать — на них, собственно, и рассчитана эта комедия, или, что точнее, лирически-ироническая драма о дружбе и вражде двух женщин.
Обеим примерно под сорок. Лиза, из интеллигентной семьи, работает в петербургском музее, от нее ушел муж, она сдает квартиру, детей нет, есть коллеги, они же друзья, в одного из них она слегка влюблена. Митинги в защиту Ходорковского, сбор денег на помощь детдому. Тихая, старательная, добрая, с чувством долга.
Вика — администратор в ночном клубе Екатеринбурга, зарабатывает сама, с мужем разошлась, есть дочь, которая живет у мамы в деревне. Решительная, активная, необразованная, зато яркая индивидуальность и широкая натура. Любит яркие шмотки и выпить.
Встретились случайно в сложных обстоятельствах, и Лиза взяла Вику под крыло. Она вообще любит покровительствовать.
Дуня Смирнова задумала этот сценарий, познакомившись пару лет назад на «Кинотавре» с Яной Трояновой, получившей тогда приз за лучшую женскую роль в фильме «Волчок». Анну Михалкову Смирнова давно знала и сняла уже в своем режиссерском дебюте «Связь». Обе актрисы невероятно органичны, при этом по темпераменту полная противоположность друг другу. Ну и опыт у них разный: Яна сама с Урала, Анна — понятно откуда. Но, как сказала Дуня Смирнова: «Мне очень хотелось увидеть их вместе на экране, они представлялись мне соединением двух очень сильных и разных женских энергий».
«Мы написали комедию за пять дней»
Режиссер Авдотья Смирнова рассказала «МН» о своем новом фильме
Картину «Кококо» публика на «Кинотавре» сопроводила овацией. Это история двух женщин, познакомившихся в поезде и проникнувшихся друг к другу внезапной и горячей симпатией. Хотя между ними — социальная пропасть.
Сюжет заворачивается вокруг двух психологических и социальных типов, с очевидными сатирическими преувеличениями: Вика готова слушаться свою интеллигентную подругу, она охотно верит, что может за два часа освоить курс мировой истории искусств, а Лиза маниакально обивает пороги своих знакомых начальников, пристраивая харизматичную провинциалку то на телевидение, то в пиар-отдел музея. Вика меж тем щедро одаряет свою заступницу то невероятной одеждой, то не менее волшебной живописью, но легко заполняет собой все ее привычное жизненное пространство. Вмешательство в чужую жизнь не проходит гладко — в конце концов не выдерживает тихая интеллигентная Лиза
Фильм кажется простым, по структуре он таковым и является, действие развивается на фоне питерских пейзажей, но по сути это камерная драма, где все сосредоточено на внутренней борьбе персонажей. Собственно, это и борьбой-то нельзя назвать, это связь, где каждая сторона чувствует себя не вполне комфортно, но и прекратить общение не может.
Если отказаться от поверхностной интерпретации этих отношений как конфликта народа и интеллигенции, то можно получить больше удовольствия от фильма. Потому что внутренний конфликт, который переживает героиня Михалковой, гораздо интереснее, чем достаточно схематичное противостояние культурной, но вялой столицы витальной, но хабалистой провинции.
Авторам, конечно, Лиза гораздо интереснее, Вика же им нужна как фактор, запустивший изменение личности основной героини. Которая впервые за свою достаточно однообразную жизнь вдруг понимает, что помимо сословных и общепринятых в ее кругу жизненных стереотипов есть еще и она сама — ее желания, ее собственная воля, что она имеет право на самые разные чувства, в том числе и на ненависть, и на злость. Имеет право быть естественной и живой, а это очень непростая и весьма серьезная задача для зрелой женщины, много лет существовавшей в плену чужих мнений. Впрочем, свобода, которую Лиза обретает благодаря Вике, оказывается для последней не вполне благоприятной.