Старейшая киностудия страны уже 20 лет пребывает в режиме свободного падения. Остановить его пытается общественный совет «Ленфильма», в который вошли те, для кого студия важна как место творческой работы: Сокуров, Герман, Мельников, Лопушанский, Снежкин и др. Общественный совет не имеет никаких полномочий, но пытается противостоять давлению тех, кто хочет распорядиться ленфильмовской собственностью.
«Ленфильму» принадлежит два участка земли в Петербурге (2,8 и 9,8 га), несколько корпусов кинофабрики, оставшееся на ней оборудование, киноколлекция (1500 названий с 1918 года) и бренд. Еще люди — 286 человек против 3 тыс., прежде тут работавших. Еще школа-эстетика, история, традиции, репутация в мире, награды, гордость и унижение работников (впрочем, последние две категории государством и бизнесом в расчет не берутся).
Совет возник в 2009-м, когда надвигалась вторая волна приватизации студии. А надо было бы пятью годами раньше — тогда у фабрики отобрали права на ее фильмы (как на всех студиях страны, только «Мосфильм» отбился), преобразовав ее в АО со стопроцентным госкапиталом (но государство не вкладывало в студию ничего). Системный кризис в кинопроизводстве усугубил дело.
«Мосфильм» стал концерном, имел заказы от правительства Москвы и прямые вливания от мэра Лужкова — «Ленфильм» постепенно скукоживался. Повторяя судьбу города, который после краткосрочного демократического подъема 1991-го вернулся к провинциальной судьбе, с отвращением созерцая на собственной груди синтетический бантик «культурная столица России». Разговоры, что студию доводят до банкротства сознательно, дабы продать по дешевке ради земли на правительственной трассе, возникали еще в 90-х.
В 2008-м государство начало готовить фабрику к продаже. Ленфильмовцы во главе с Сокуровым бросились к губернатору Матвиенко, пресса устроила шум, процесс был остановлен. Росимущество (владелец акций) по-прежнему не знало, что делать. В облике спасителя явилась было АФК «Система» с идеей частно-государственного партнерства, но скоро стало ясно, что это фикция: по плану Владимира Евтушенкова студия прекращала существовать как организм, производящий кинофильмы, а не телеконтент, и переезжала с Каменноостровского. Плюс стало ясно, что Евтушенков не готов вкладывать свои деньги. Тем не менее Росимущество и Минкульт были готовы отдать «Ленфильм» под некий образованный «Ленфильм XXI».
Ничего не оставалось, как обратиться к высшим силам. Но открытое письмо Германа и Сокурова премьеру в прошлом августе и встреча автора «Фауста» с Путиным в ноябре породили только новый этап бюрократического спектакля. Распоряжения премьера либо саботируются, либо извращаются. Какие-то внешние действия производились, однако очевидно «отмазочные». «Надоедливым» ленфильмовцам аппаратчики и прочие чиновники говорили: ну вы ж понимаете… не до вас… надо подождать… только тихо, пожалуйста!
Последней каплей стал фактический отказ ввести в совет директоров «Ленфильма» кого-то, представляющего интересы студии. Стало ясно, что молчать далее нельзя, пора предъявить консолидированную позицию, начать действовать решительно и публично. В понедельник представители общественного совета дали пресс-конференцию в Петербурге.
Создается фонд поддержки «Ленфильма», чтобы иметь юридическую возможность действовать. К середине мая будет опубликована концепция развития студии, основанная на предложенной Сокуровым идеологии: России необходима государственная киностудия с гуманитарными задачами. Это создание фильмов общенациональных («Ленфильм» помогал рождению многих кинематографий — от белорусской до кавказской и якутской), исторических (речь не о «патриотических блокбастерах»), ориентированных на искусство кино, детских, экспериментальных. Это предоставление работы авторам, в том числе начинающим. База для кинообразования. Наконец, это создание еще одного центра киноиндустрии в стране, где все сосредоточено в Москве.
Под такую программу на студии создается продюсерский центр, министр культуры Авдеев пообещал заказ на 3–5 фильмов в ближайшее время. У государства просят возвратный кредит на 2 млрд руб. Просят и возможность управлять правами на киноколлекцию (теперь она в ведении Госфильмофонда; по расчетам, способна приносить студии до 100 млн руб. в год). Снимать в нынешних павильонах можно (новые строить гораздо дороже), постепенно доводя их, как и всю фабрику, до современного уровня.
Скептики предрекают, что этот всплеск общественной активности на отдельно взятой территории растворится в буднях так же, как недавнее «белое движение». Ответ прост: надо что-то делать. Но есть разница. Честных выборов у нас никогда не было, их надо, как и граждан, создавать заново. А великолепный «Ленфильм» у нас был.
Карен Шахназаров, генеральный директор «Мосфильма»: «Ленфильму» нужно зарабатывать самому»
Большая часть проблем студии была вызвана ошибками в управлении и неэффективным использованием ресурсов. Поэтому еще до того, как сформулировать цели и задачи студии, нужен хороший финансовый менеджер и бухгалтер, который бы упорядочил денежные потоки внутри организации.
Потом начать привлечение средств. Методы будут зависеть от конкретных целей концепции, но в любом случае нужно постараться не уменьшать капитал и не распродавать уже имеющееся имущество, а делать так, чтобы оно работало и приносило доход. В свое время чуть ли не первым шагом по спасению «Мосфильма» было получение нашей студией прав на киноколлекцию, и на первых порах мы только этим и зарабатывали на жизнь. К сожалению, когда мы предлагали «Ленфильму» пойти по нашему пути, они нас не услышали. Пусть подумают над другими способами, например можно активнее использовать коммерческий потенциал звукозаписывающего цеха или сдавать в аренду часть студийных площадей.
Полученные средства нужно вкладывать в обновление материальной базы и реставрацию старых павильонов, в которых уже заниматься производством. Понятно, что зарабатывать придется на создании телепродукта — ну и что? Сейчас любая студия как минимум на 70% работает на телевизор. В том числе и наша. В конце концов какая разница — производство сериала технологически не отличается от кинопроизводства Надо быть реалистом и понимать, что сейчас кино снимается мало, заработать на нем вряд ли получится и в ближайшее время кардинально ситуация не изменится.
Записал Кирилл Шамсутдинов