Знакомьтесь, Роджер Браун (Аксель Хенни) — обладатель грезящей ребенком красавицы жены Дианы (Синневе Макоди Лунд), выдающегося дара убеждения и, чего греха таить, довольно-таки противного выражения лица. Он весьма успешно подвизается на ниве «охоты за головами», рекрутируя топ-менеджеров для крупнейших фирм. А в свободное от основной работы время облачается в бесшумную обувь и тайком навещает дома этих самых топ-менеджеров, искусно заменяя репродукциями шедевры живописи, которыми простодушные «головы» имели неосторожность хвастаться перед «охотником» на собеседованиях.
Вот и на сей раз перед Брауном маячит большой куш, который поможет расплатиться с долгами и, возможно, всерьез задуматься о наследнике: очередной претендент на руководящую должность, некто Клас Грив (Николай Костер-Валдау), числящийся первым в списке кандидатов на очередной высокий пост, владеет, по слухам, полотном Рембрандта, которое считалось утерянным еще во время войны. Но все идет наперекосяк: провернуть очередную операцию «без шума и пыли» не удается — Грив оказывается бывшим «солдатом удачи», с которым шутки плохи настолько, что ни о каком Рембрандте речи не идет: Брауну удается лишь чудом остаться в живых и, судя по всему, очень и очень ненадолго...
Современные любители детективов знают букву «Ю» ничуть не хуже младенца из бессмертной поэмы «Москва—Петушки» — и все благодаря норвежскому писателю Ю Несбе, чемпиону как отечественных, так и всемирных тиражей, лауреату всех возможных профильных премий и на самом деле на редкость способному беллетристу. «Охотники за головами» — первая книга Несбе, в которой не задействован его постоянный персонаж, полицейский инспектор Гарри Хоул, но даже это обстоятельство не помешало ему стать бестселлером. А теперь — еще и основой для по-настоящему эффектного фильма, который без труда оставляет позади предыдущую экранную инкарнацию современного скандинавского триллера — трилогию «Миллениум» Стига Ларссона, перенесенную на экран той же самой норвежской кинокомпанией Yellow Bird. И, кажется, маститый режиссер Мортэн Тильдум («Друг», «Падшие ангелы») это прекрасно понимает — в одном из первых же эпизодов Роджер Браун возвращается домой сильно задержавшись и застает свою супругу перед телевизором, где показывают «Девушку, которая играла с огнем»: становится совершенно ясно, что иначе как по причине всепоглощающей скуки данным кинопроизведением увлечься невозможно.
Сам Тильдум утверждал, что, снимая «Охотников за головами», собирался «добиться двух вещей: развлекать и разжигать силу мысли. Это жанровое кино, которое хочет большего, чем быть забытым сразу же, как будет съеден попкорн и вы выйдете из кинозала». И если в том, что касается «разжигания силы мысли» с ним можно при желании поспорить, то уж в том, что касается развлечения, он попадает в самое что ни на есть яблочко. Злоключения Брауна притягивают зрительское внимание не хуже, чем мощный магнит металлическую стружку, и держат в нешуточном напряжении все два часа. И дело вовсе не в красоте логических построений или филигранности детективной интриге (хотя и с этим в картине все более чем в порядке) — «Охотники за головами» являют собой пример предельно физиологичного боевика, чью родословную, кажется, легче проследить не в сумрачной северной традиции, а в итальянских фильмах, которые принято называть giallo — криминальных триллерах, авторы которых никогда не отводили зрачка кинокамеры от кровавых подробностей изображаемых преступлений, а напротив, делали соответствующие планы как можно более крупными и выразительными. На долю Брауна на наших глазах выпадают совершенно мученические обстоятельства: ему приходится скрываться от преследователей в деревенском нужнике, полном фекалий; буквально выцарапывать себя из всмятку разбившегося автомобиля, в срочном порядке бриться наголо (зачем — лучше узнать самостоятельно) с помощью подручных и весьма относительно острых предметов, сдирая целые слои кожи с несчастной макушки, — и все равно в своем тотальном «одиночестве крови» он кажется куда как легко отделавшимся... Кажется, такой фильм мог бы снять чуть ли не Дарио Ардженто, родись он не «там, где зреют апельсины, и лимоны, и маслины», а где-нибудь среди фьордов и ледников.
Северные надбавки
Как ни странно, но до прошлого года имя Ю Несбе нечасто появлялось в титрах: он принял участие в написании сценария «Дедлайна в Торпе» (2005) Нильса Гаупа («Следопыт»), телеинсценировки реального случая из норвежской криминальной практики середины 90-х, когда местные полицейские впервые в истории получили приказ стрелять на поражение, да сочинил песню «Конченый человек» для одноименной короткометражки датчанина Серена Краг-Якобсена («Последняя песнь Мифуне») из серии «Истории Орхуса» (2010), а норвежец Магнус Мартенс («Соединенные») снял по сюжету Несбе криминальную комедию «Бедные рыцари» (2011). Но после выхода «Охотников за головами» и феноменального успеха картины в скандинавском прокате ситуация изменилась в международном масштабе: голливудский сценарист Саша Джерваси («Криминальная фишка от Генри») уже занимается неизбежным англоязычным ремейком, а одним из самых знаменитых романов Несбе, «Снеговиком», тем временем всерьез заинтересовался сам Мартин Скорсезе.