7217
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
7659
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
4559
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
1949
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3096
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
2791
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2177
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1686
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
4208
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
3891
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
2926
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
3379
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2502
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2111
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
1914
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
1888
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
1845
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1669
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1667
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2139
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
1927
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1658
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1510
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2156
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2052
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1702
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1712
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1796
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1772
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1691
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1746
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2610
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2038
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2005
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1812
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
20:00 16/01/2014 Соня Шпильберг 0 47

Измененное состояние не вредит здоровью

На «Фабрике» открылась первая в России саунд-арт-галерея

Александр Уткин

Чем занимались люди, когда не было телевизора? А если заглянуть еще дальше — до книг? Страх — вот что в первую очередь чувствует современный человек, представляя себя лишенным основных благ цивилизации. Тем не менее нам все-таки было оставлено кое-что важное из далекого прошлого — воображение, и на случай непредвиденных мировых коллизий нам стоит его развивать, чтобы не пришлось скучать без привычных «гаджетов».

Систему Q-O (Quadro-Options — т.е. «варианты квадро») придумали и сконструировали ребята из SoundArtist.ru под руководством Сергея Касича — идеолога проекта. Но SoundArtist.ru не были новичками в желании сделать звук осязаемым, такие попытки художники и музыканты совершали уже с середины ХХ века — братья Баше, например, создали свои звуковые скульптуры в 1952-м, потом их опыт подхватили авангардисты-электроакустики, и культура психоделических экспериментов стала развиваться совершенно параллельно академическим изысканиям в этой области.

Прикоснуться к предметам саунд-арт-архитектуры непросто. Общение с ними предполагает темноту, тишину, тепло и физический комфорт, и первое, что видит при входе посетитель выставки «На фоне шума», — раздевалка, где он вот-вот наденет мягкие тапочки, оставит вещи на своем стульчике и зайдет в таинственный квадрат за звукоизолирующей «шторой», чистый и легкий, словно Дейл Купер в черный вигвам. А потом дверь запирается на ключ, и до следующего сеанса зритель полностью во власти собственных слуховых рецепторов. Сама галерея — комната, где по периметру размещены колонки, сабвуферы и звукоотражающие панели. Зритель помещается в центр, но при желании может передвигаться и отслеживать изменения в независящих друг от друга источниках звука, чувствовать их вибрацию и осязать их близость или расстояние между ними в пространстве.

SA))_Q-O_preludo_anima

Если бы можно было пустить дым — вся структура звуковых скульптур стала бы ясной. Это действительно архитектоника и физическое скульптурирование молекул воздуха за счет уплотнений, нагнетаемых звуковыми волнами, но чем больше зрителей — тем больше образов, которые они рисуют благодаря ощущениям и своему воображению. Поэтому нет ни подкрепляющего видео, ни других медиаэффектов, здесь встречаются человек и звук, остальное — метафизика.

Для Q-O резиденты SoundArtist.ru Patrick K.-H., Олег Макаров, Дмитрий ::vtol:: Морозов и Сергей Касич, не являясь профессиональными инженерами и используя методику DIY, специально создали произведения, где-то музыкальные, где-то шумовые, которые в течение сеанса демонстрируются зрителю. Сначала эта «музыка» кажется просто массажем мозга — потому что он не готов принимать звуки отовсюду, просто так у него, мозга, не принято, — но потом физиология отступает и просыпается нечто более глубокое, как минимум воображение. В каком-то смысле созерцание звуковых скульптур — это измененное состояние, требующее бóльших ресурсов, чем привык уделять слуху главный мыслительный орган. Поэтому, как говорили адепты психоделической культуры 60-х, главное — расслабиться, и путешествие одновременно в космос и внутрь позитронных соединений собственных молекул начнется.

Саунд-скульптура

Саунд-скульптура (также саунд-инсталляция или саунд-арт) — способ воспроизведения звука каким-либо объектом, которым с помощью манипуляций создаются слоистые звуковые образования, объемность которых ощутима в заданном пространстве. Среди художников, работающих с саунд-скульптурами, наиболее известны такие имена, как Питер Фогель, Мигель Альварес-Фернандес, Луис Лоулер, Бернар Галь. Одними из родоначальников жанра являются французы Франсуа и Бернар Баше, которые в 1954 году начали создавать саунд-арт-объекты, вступавшие  во взаимодействие со слушателем с помощью механических диффузоров и элементарной акустики. Позже братья образовали группу Lasry-Baschet Sound Structures, которая создавала музыку для фильмов Жана Кокто, а также делала инсталляции для Нью-Йоркского музея современного искусства.

Дмитрий ::vtol:: Морозов, музыкант, медиахудожник и конструктор саунд-арт-систем:

— Что за хитрая система Q-O и что в ней необычного?

— Это фреймворк из 20 независимых друг от друга каналов звука, и ее изобретение сложно приписать кому-либо в историческом контексте, потому что это классическая схема в современной электронной и электроакустической музыке вообще, я не имею в виду танцевальные жанры. Система создана специально для этого пространства Сергеем Касичем, как руководителем саунд-арт-кластера SoundArtist.ru, куда входит немало медиа- и звуковых художников, и состоит из множества обычных мониторов, ключом к звучанию является лишь придуманная нами конфигурация. Идея не нова, но ее уникальность в том, что это редкий прецедент, когда в нашей стране удается создать высококачественную звуковую обстановку, еще и управляемую и доступную для современных молодых саунд-художников, которые в рамках воркшопов могут опробовать Q-O для сочинения и воспроизведения своих опусов.

Первое, что видит при входе посетитель выставки «На фоне шума» — раздевалку, где он вот-вот наденет мягкие тапочки, оставит вещи на своем стульчике и зайдет в таинственный квадрат за звукоизолирующей «шторой»

— Как все это работает?

— Все источники звука подчиняются управлению одного компьютера, который через многоканальный интерфейс, а точнее — двадцатиканальный, позволяет воспроизводить музыку, специально написанную для Q-O. Это чувствительное студийное оборудование дает возможность существовать звукам и каналам независимо друг от друга. Для этого есть программное обеспечение, которое позволяет всей системе работать, а также записывать для нее музыку. Есть также программы, которые позволяют генерировать звуки в реальном времени и даже интерактивно. Нельзя сказать, что это какая-то непротоптанная тропа, но каждый раз этот звуковой эксперимент вырастает в уникальное событие, и не только в России. Это очень мощная практика, которая позволяет за счет гибкости акустического пространства и сложного подхода сильно расширять инструментарий. И в результате можно попытаться многое сделать и донести до зрителя, потому что проект открыт для посещения и участия.

— Вы опирались на чей-то конкретный художественный опыт, создавая эту галерею и объекты-произведения?

— Это хорошо описанный материал, есть масса западных ресурсов, описывающих подобные опыты, и наш Термен-центр при консерватории, где мы все начинали. Я опираюсь на свой собственный опыт — почти в каждом своем проекте я использую многоканальный звук. Например, есть инсталляция, которая находится в Никола-Ленивце и называется «Вселенский разум» Николая Полисского — внутрь нее встроена моя собственная инсталляция, она называется «42» и имеет 20 каналов, как и здесь, но создана для звучания на открытом воздухе. На прошлом «Архстоянии» я делал инсталляцию из водопроводных труб, а также в Манеже совместно с Юрием Аввакумовым — работа также была объемной. Так что это вошедшая в обиход практика, но далеко не заезженная, которая еще покажет себя с разных сторон. Интерес зрителя тоже играет роль в моей деятельности — он есть, и эти взаиморезонирующие процессы подстегивают меня двигаться дальше.

 В каком-то смысле созерцание звуковых скульптур — это измененное состояние, требующее больших ресурсов, чем привык уделять слуху главный мыслительный орган

— Говоря о заимствовании, я имела в виду опыт психоделический — потому что параллели напрашиваются сами собой…

— В книге Тома Вульфа «Электропрохладительный кислотный тест» есть история про то, как ребята из известной группы Grateful Dead (американская рок-группа, завоевавшая популярность как один из ключевых коллективов контркультурного Вудстока. — «МН») и другие соратники Кена Кизи в лесу строили круговые объекты, которые в их трипе звучали как опережающие мысли. Там описывается  саунд-сетап из примитивных катушечных магнитофонов, которые делали эхо, а ревербераторы его подхватывали. Это все, конечно, круто, но у нас скорее технологично-вычурный подход, берущий свое начало в 50-х годах ХХ века из работ Карлхайнца Штокхаузена, который из академических композиторов был одним из первых, кто обратился к электроакустике как серьезной идее. Эти идеи и сейчас продолжают развиваться в передовой и страшно дорогой технологии, которая называется Wave Field Synthesis, — она позволяет увеличивать каналы в десятки раз, и само акустическое поле формируется таким образом, что начинаешь чувствовать перемещение источника в трехмерном пространстве. Но художественных работ для этой системы я пока не видел.

— Вы проверяли на себе воздействие этой системы и своих произведений? Насколько схожи ощущения у автора и слушателя?

— Мне не очень интересно, что переживает слушатель, потому что вряд ли это похоже на мои собственные ощущения. Но отзывов много, и каждый раз разные.

— Создавая произведения с такой «партитурой», вы чувствовали себя композитором? Или все-таки вы все экспериментаторы с программами?

— У нас нет претензий называться музыкантами вообще, это и музыка, и технология одновременно.

— Но среди этих сочинений есть и шумовые опусы, и звуковысотные, как, например, одна из ваших композиций...

— Моя работа скорее спектральная, нежели звуковысотная, но идеологически все это сложно распределить. Вообще все SoundArtist.ru занимаются живыми работами или инсталляциями, где основной процесс — генеративный, алгоритмический или интерактивный. Такой практики, когда мы пишем произведение в заданных стилистических и временных рамках и ставим его проигрываться, как сейчас, почти не случается. Поэтому вопросы стиля меня застают врасплох, я почти ничего постоянного не создаю. И когда приходят люди послушать, что ты готового сделал, как сейчас, получается академический подход к электроакустике, который во многом даже идеологически противоречит тому, что мы делали раньше. Но у нас нет строгих догматов, и, наверное, то, что мы делаем для выставки «На фоне шума», больше композиторская работа.

— Дальнейшая судьба саунд-арт-галереи вам уже известна?

— Насколько я знаю, Сергей Касич планирует сделать галерею передвижной — это будет достаточно активная выставка, и она вполне того заслуживает. Пока нет конкретного плана, но он дорабатывается, а все остальные участники проекта будут этому только способствовать.