Чем занимались люди, когда не было телевизора? А если заглянуть еще дальше — до книг? Страх — вот что в первую очередь чувствует современный человек, представляя себя лишенным основных благ цивилизации. Тем не менее нам все-таки было оставлено кое-что важное из далекого прошлого — воображение, и на случай непредвиденных мировых коллизий нам стоит его развивать, чтобы не пришлось скучать без привычных «гаджетов».
Систему Q-O (Quadro-Options — т.е. «варианты квадро») придумали и сконструировали ребята из SoundArtist.ru под руководством Сергея Касича — идеолога проекта. Но SoundArtist.ru не были новичками в желании сделать звук осязаемым, такие попытки художники и музыканты совершали уже с середины ХХ века — братья Баше, например, создали свои звуковые скульптуры в 1952-м, потом их опыт подхватили авангардисты-электроакустики, и культура психоделических экспериментов стала развиваться совершенно параллельно академическим изысканиям в этой области.
Прикоснуться к предметам саунд-арт-архитектуры непросто. Общение с ними предполагает темноту, тишину, тепло и физический комфорт, и первое, что видит при входе посетитель выставки «На фоне шума», — раздевалка, где он вот-вот наденет мягкие тапочки, оставит вещи на своем стульчике и зайдет в таинственный квадрат за звукоизолирующей «шторой», чистый и легкий, словно Дейл Купер в черный вигвам. А потом дверь запирается на ключ, и до следующего сеанса зритель полностью во власти собственных слуховых рецепторов. Сама галерея — комната, где по периметру размещены колонки, сабвуферы и звукоотражающие панели. Зритель помещается в центр, но при желании может передвигаться и отслеживать изменения в независящих друг от друга источниках звука, чувствовать их вибрацию и осязать их близость или расстояние между ними в пространстве.
Если бы можно было пустить дым — вся структура звуковых скульптур стала бы ясной. Это действительно архитектоника и физическое скульптурирование молекул воздуха за счет уплотнений, нагнетаемых звуковыми волнами, но чем больше зрителей — тем больше образов, которые они рисуют благодаря ощущениям и своему воображению. Поэтому нет ни подкрепляющего видео, ни других медиаэффектов, здесь встречаются человек и звук, остальное — метафизика.
Для Q-O резиденты SoundArtist.ru Patrick K.-H., Олег Макаров, Дмитрий ::vtol:: Морозов и Сергей Касич, не являясь профессиональными инженерами и используя методику DIY, специально создали произведения, где-то музыкальные, где-то шумовые, которые в течение сеанса демонстрируются зрителю. Сначала эта «музыка» кажется просто массажем мозга — потому что он не готов принимать звуки отовсюду, просто так у него, мозга, не принято, — но потом физиология отступает и просыпается нечто более глубокое, как минимум воображение. В каком-то смысле созерцание звуковых скульптур — это измененное состояние, требующее бóльших ресурсов, чем привык уделять слуху главный мыслительный орган. Поэтому, как говорили адепты психоделической культуры 60-х, главное — расслабиться, и путешествие одновременно в космос и внутрь позитронных соединений собственных молекул начнется.
Саунд-скульптура
Саунд-скульптура (также саунд-инсталляция или саунд-арт) — способ воспроизведения звука каким-либо объектом, которым с помощью манипуляций создаются слоистые звуковые образования, объемность которых ощутима в заданном пространстве. Среди художников, работающих с саунд-скульптурами, наиболее известны такие имена, как Питер Фогель, Мигель Альварес-Фернандес, Луис Лоулер, Бернар Галь. Одними из родоначальников жанра являются французы Франсуа и Бернар Баше, которые в 1954 году начали создавать саунд-арт-объекты, вступавшие во взаимодействие со слушателем с помощью механических диффузоров и элементарной акустики. Позже братья образовали группу Lasry-Baschet Sound Structures, которая создавала музыку для фильмов Жана Кокто, а также делала инсталляции для Нью-Йоркского музея современного искусства.
Дмитрий ::vtol:: Морозов, музыкант, медиахудожник и конструктор саунд-арт-систем:
— Что за хитрая система Q-O и что в ней необычного?
— Это фреймворк из 20 независимых друг от друга каналов звука, и ее изобретение сложно приписать кому-либо в историческом контексте, потому что это классическая схема в современной электронной и электроакустической музыке вообще, я не имею в виду танцевальные жанры. Система создана специально для этого пространства Сергеем Касичем, как руководителем саунд-арт-кластера SoundArtist.ru, куда входит немало медиа- и звуковых художников, и состоит из множества обычных мониторов, ключом к звучанию является лишь придуманная нами конфигурация. Идея не нова, но ее уникальность в том, что это редкий прецедент, когда в нашей стране удается создать высококачественную звуковую обстановку, еще и управляемую и доступную для современных молодых саунд-художников, которые в рамках воркшопов могут опробовать Q-O для сочинения и воспроизведения своих опусов.
— Как все это работает?
— Все источники звука подчиняются управлению одного компьютера, который через многоканальный интерфейс, а точнее — двадцатиканальный, позволяет воспроизводить музыку, специально написанную для Q-O. Это чувствительное студийное оборудование дает возможность существовать звукам и каналам независимо друг от друга. Для этого есть программное обеспечение, которое позволяет всей системе работать, а также записывать для нее музыку. Есть также программы, которые позволяют генерировать звуки в реальном времени и даже интерактивно. Нельзя сказать, что это какая-то непротоптанная тропа, но каждый раз этот звуковой эксперимент вырастает в уникальное событие, и не только в России. Это очень мощная практика, которая позволяет за счет гибкости акустического пространства и сложного подхода сильно расширять инструментарий. И в результате можно попытаться многое сделать и донести до зрителя, потому что проект открыт для посещения и участия.
— Вы опирались на чей-то конкретный художественный опыт, создавая эту галерею и объекты-произведения?
— Это хорошо описанный материал, есть масса западных ресурсов, описывающих подобные опыты, и наш Термен-центр при консерватории, где мы все начинали. Я опираюсь на свой собственный опыт — почти в каждом своем проекте я использую многоканальный звук. Например, есть инсталляция, которая находится в Никола-Ленивце и называется «Вселенский разум» Николая Полисского — внутрь нее встроена моя собственная инсталляция, она называется «42» и имеет 20 каналов, как и здесь, но создана для звучания на открытом воздухе. На прошлом «Архстоянии» я делал инсталляцию из водопроводных труб, а также в Манеже совместно с Юрием Аввакумовым — работа также была объемной. Так что это вошедшая в обиход практика, но далеко не заезженная, которая еще покажет себя с разных сторон. Интерес зрителя тоже играет роль в моей деятельности — он есть, и эти взаиморезонирующие процессы подстегивают меня двигаться дальше.
— Говоря о заимствовании, я имела в виду опыт психоделический — потому что параллели напрашиваются сами собой…
— В книге Тома Вульфа «Электропрохладительный кислотный тест» есть история про то, как ребята из известной группы Grateful Dead (американская рок-группа, завоевавшая популярность как один из ключевых коллективов контркультурного Вудстока. — «МН») и другие соратники Кена Кизи в лесу строили круговые объекты, которые в их трипе звучали как опережающие мысли. Там описывается саунд-сетап из примитивных катушечных магнитофонов, которые делали эхо, а ревербераторы его подхватывали. Это все, конечно, круто, но у нас скорее технологично-вычурный подход, берущий свое начало в 50-х годах ХХ века из работ Карлхайнца Штокхаузена, который из академических композиторов был одним из первых, кто обратился к электроакустике как серьезной идее. Эти идеи и сейчас продолжают развиваться в передовой и страшно дорогой технологии, которая называется Wave Field Synthesis, — она позволяет увеличивать каналы в десятки раз, и само акустическое поле формируется таким образом, что начинаешь чувствовать перемещение источника в трехмерном пространстве. Но художественных работ для этой системы я пока не видел.
— Вы проверяли на себе воздействие этой системы и своих произведений? Насколько схожи ощущения у автора и слушателя?
— Мне не очень интересно, что переживает слушатель, потому что вряд ли это похоже на мои собственные ощущения. Но отзывов много, и каждый раз разные.
— Создавая произведения с такой «партитурой», вы чувствовали себя композитором? Или все-таки вы все экспериментаторы с программами?
— У нас нет претензий называться музыкантами вообще, это и музыка, и технология одновременно.
— Но среди этих сочинений есть и шумовые опусы, и звуковысотные, как, например, одна из ваших композиций...
— Моя работа скорее спектральная, нежели звуковысотная, но идеологически все это сложно распределить. Вообще все SoundArtist.ru занимаются живыми работами или инсталляциями, где основной процесс — генеративный, алгоритмический или интерактивный. Такой практики, когда мы пишем произведение в заданных стилистических и временных рамках и ставим его проигрываться, как сейчас, почти не случается. Поэтому вопросы стиля меня застают врасплох, я почти ничего постоянного не создаю. И когда приходят люди послушать, что ты готового сделал, как сейчас, получается академический подход к электроакустике, который во многом даже идеологически противоречит тому, что мы делали раньше. Но у нас нет строгих догматов, и, наверное, то, что мы делаем для выставки «На фоне шума», больше композиторская работа.
— Дальнейшая судьба саунд-арт-галереи вам уже известна?
— Насколько я знаю, Сергей Касич планирует сделать галерею передвижной — это будет достаточно активная выставка, и она вполне того заслуживает. Пока нет конкретного плана, но он дорабатывается, а все остальные участники проекта будут этому только способствовать.