18536
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
21426
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11289
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3570
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7256
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6270
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3795
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2800
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10977
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8867
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6947
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7397
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4948
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3812
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2977
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2906
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3782
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2713
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2726
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4147
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3600
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2586
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2212
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4103
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4093
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2708
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2756
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3157
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2956
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2797
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2977
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5304
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3853
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3527
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2967
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
10:52 31/12/2013 Цветелина Митева 0 35

«Мы хотим стать мостиком между городом и горожанами»

Алина Сапрыкина в Музее Москвы: итоги 2013 года

Александр Уткин

— Вы пришли в Музей Москвы из  культурного центра Artplay, в большей степени являющегося галерейной площадкой. На ваш взгляд, в чем специфика работы музея?

— Музей — это совершенно особая жизнь, и если говорить об эволюции, то, на мой взгляд, наивысшая точка развития культурного проекта — это музей. Он вбирает в себя самые благородные цели, несет в себе самые грандиозные смыслы.

— Как вы считаете, ваше назначение в музей было плановой перестановкой или вас назначили скорее как «антикризисного менеджера»?

— Прошлый директор ушла на пенсию по возрасту, то есть назначение было запланировано. Но конечно же передо мной стоит задача оживить музей, расширить его, переосмыслить концепцию, добиться более серьезной концептуальной включенности в музейный и городской контекст в целом. У Музея Москвы особенный статус — он должен стать визитной карточкой города, той площадкой, которая расскажет об истории города, а также о самом важном, чем сейчас живет Москва. Моя идея заключалась в том, чтобы к исторической составляющей музея добавить современный контент — в ближайшее время у нас в музее вместо одной постоянной экспозиции должно появиться две: «История Москвы» и «Современная Москва». А помимо временных выставок, посвященных истории города, мы планируем запустить проекты, связанные с актуальной культурой, современным искусством, урбанистикой, а также устраивать фестивали, принимать крупные международные события — форумы, биеннале.

— Расскажите подробнее о направлениях работы, которые вы добавили, придя в Музей Москвы.

— Я возглавила музей в очень благодатный для любого руководителя период. Здесь нужно вкратце дать вводные: во-первых, у музея когда-то был историко-краеведческий профиль, он назывался Музей истории Москвы, потом профиль расширили — и он стал Музеем Москвы, что обусловило определенную творческую свободу и потенциальную широту для развития.

Нужно было сделать так, чтобы люди, которые раньше сто раз проходили мимо и видели только забор, увидели бы красивый уютный двор, почувствовали, что это место для них

Во-вторых, музею, между прочим, 117 лет, коллекция долго и кропотливо собиралась, но сам музей никогда не обладал площадкой, где мог бы себя раскрыть, вообще много раз переезжал — то в Крестовские водонапорные, то в Сухареву башню, то в бывший храм на Новой площади. Наконец в наши дни музей получил Провиантские склады. Мой приход совпал со всеми этими изменениями, и моя задача направить их в нужное русло, связав все предыдущее с сегодняшним днем. Я за преемственность во всем. Моя задача сохранить лучшие традиции, имевшие место в музее, просто перевести их на новый язык коммуникации, заинтересовать новую аудиторию, развить музей и превратить его в современный музей города. Для такого города, как Москва, это не просто — сделать достойный ее музей. И это наша цель. Притом важно сберечь все, что было накоплено до нас, и нельзя никуда спешить, несмотря на то что все мы живем в чудовищной спешке и в погоне за победами. 

— Что было сделано летом в первую очередь?

— Первым делом в музейном дворе была запрещена парковка — и мы открыли территорию для свободного посещения, а у нас совершенно удивительный двор. Вместе с молодыми приглашенными архитекторами, с Тамарой Мурадовой, выпускницей института Strelka, наши музейные рабочие построили сцену, амфитеатр, шатры, поставили скамейки и кадки с деревьями — и двор зажил, превратился в новое городское общественное пространство. Ранее в Провиантских были гаражи Генштаба, и нужно было сделать так, чтобы люди, которые раньше сто раз проходили мимо и видели только забор, увидели бы красивый уютный двор, почувствовали, что это место для них. Мы должны были сделать место доступным, притягательным, интересным. Поэтому летом в музее был акцент на уличных событиях — провели пятидневный «Счастливый 13-й», фестиваль-реконструкцию городского праздника, как он проходил в Москве 100 лет назад. Пол-лета крутили кино под открытым небом, кстати бесплатно. Проводили концерты, поэтические вечера, мастер-классы по искусству, архитектуре, танцевальные уроки, выставки и ярмарки. 1 сентября организовали детский конкурс рисунков на асфальте. На День города собрали на одной сцене уличных музыкантов, ребят, играющих на площадях, в переходах, в электричках. На нашей сцене пели и бабушки под патефон, и кавказские ребята, исполняющие песни Виктора Цоя. Выступали и молодые студенты Гнесинки, и рэперы, и прекрасный консерваторский оркестр, который собирает аншлаги на улице. Это было одним из наших самых ярких осенних событий.

У Музея Москвы особенный статус — он должен стать визитной карточкой города, той площадкой, которая расскажет об истории города, а также о самом важном, чем сейчас живет Москва

— Вы придаете большое значение сотрудничеству с молодыми художниками. Как оно продолжится в новом году?

— В 2013 году у нас прошло четыре небольших граффити-проекта. Многие молодые люди, представители активных городских субкультур, впервые узнали, что в Москве есть музей города. Мы приняли участие в Московской биеннале современного искусства, провели выставки «Мифология Москвы» и «Ничего подобного». В новом году мы становимся основной площадкой и соорганизатором Международной биеннале молодого искусства, выставка займет два наших зала и улицу. Кроме того, мы отвечаем за организацию детской секции биеннале, а Евгения Кикодзе, руководитель нашего направления «Современная Москва», станет сокуратором образовательной программы биеннале.

 

— Как вы формулируете для себя миссию Музея Москвы?

— Мы хотим стать мостиком между прошлым и настоящим, архитектурой и жизнью, городом и горожанами, Москвой и миром. Хотим соединить академическое музейное начало с уличным искусством, а высокое искусство связать с городской культурой. Стать узловым пунктом для связи всех со всеми через историю. Хотим учить людей любить свою страну и город, думать о нем, гордиться достижениями, но также понимать, что были сложные и неоднозначные периоды, чтобы не повторять ошибок.

— Кто ваша целевая аудитория? Планируете ли вы ее расширять?

— Пока большую часть наших посетителей составляют люди старшего возраста и школьники. Так сложилось, что лучше всего мы известны именно школьникам — в программных учебниках по истории много примеров экспонатов из нашего музея, и поэтому учителя часто привозят к нам ребят на экскурсии вместо уроков. Но мы бы хотели развиваться как музей для всей семьи, куда приходят родители с детьми и молодежь. То есть мы хотим расширить аудиторию за счет людей активного возраста — 20–50 лет, а также за счет туристов.

А еще у нас можно порешать задачи из старинных учебников арифметики, которые использовали в школе, располагавшейся при Петре I в Зарядье

— Как вы планируете это сделать?

— Прежде всего выводим на другой уровень выставочную деятельность. Дополнительно к выставкам запускаем образовательные программы широкого профиля. С сентября у нас на постоянной основе заработал лекторий. Были лекции про достижения мирового музейного проектирования, про перспективы самоокупаемости и прибыльности музеев, а также много лекций, посвященных сохранению городского наследия, которые мы провели с нашим партнером «Архнадзором». Лекционную и выставочную программу мы стараемся привязать к актуальным городским темам. Но образовательная программа Музея Москвы ориентирована не только на взрослых. На выставках есть мастерские и интерактивные программы для детей. Мы решили усилить направление, ориентированное на ребят школьного возраста. Например, дети могут прямо на выставке поработать настоящими археологами: у нас есть специальная песочница, где ребенок знакомится с археологическим оборудованием, а потом может сам покопаться в песке и найти настоящий средневековый черепок. А еще у нас можно порешать задачи из старинных учебников арифметики, которые использовали в школе, располагавшейся при Петре I в Зарядье. Кроме того, с января мы запускаем детские англоязычные пешеходные экскурсии по Москве.

— Что вы организуете на Новый год?

— На Новый год мы организовали масштабную музейную программу: целый месяц будет идти выставка с интерактивными шоу — «Волшебные иллюзии Музея Москвы», на которой представлено много веселых экспонатов, ведь это праздничный проект. Детей с трудом потом уводят, они сопротивляются и хотят остаться — значит, выставка удалась. На этой же выставке работает каток для самых маленьких. Сюда можно прийти с детьми от двух лет и даже меньше, с теми, кто еще не умеет ходить, — кататься им помогают специальные пингвины. Надеемся увидеть в музее много молодых родителей. Новогодняя выставка также включает четыре бесплатных спектакля и неделю праздничных творческих мастерских. Расписание — на сайте Музея Москвы.

Что касается посещаемости. Если брать один лишь двор, летом каждое мероприятие собирало по 5–12 тыс. человек, а за четыре месяца посещаемость составила более 100 тыс. человек. Расширилась доля посетителей активного возраста, доля семей с детьми. Также мы расширяем свою работу с туристами — в ближайший год мы этой аудитории будем уделять еще большее внимание. Скоро открываем небольшой сувенирный магазин. Также в планах на ближайший год открыть библиотеку и читальный зал на основе наших фондовых книг.

Сегодня выставки проходят во всех трех корпусах архитектурного комплекса Провиантских складов

— В чем специфика городских музеев? Есть ли какие-то иностранные городские музеи, которые нравятся лично вам, на работу которых вы ориентируетесь?

— Музеи городов мира очень разные — они бывают федеральными, муниципальными и частными, как, например, в Берлине. Кстати, это небольшой очень современный музей, частично подземный. Музей Амстердама замечательный, Музей Лондона очень хороший, Музей Токио интересен и хорошо оснащен. А в Париже функцию музея города выполняют сразу два учреждения — Musée Carnavalet (музей истории города) и Pavillon de l'Arsenal (современная площадка с уклоном в архитектуру и урбанистку). Мы в Музее Москвы хотим соединить эти две линии — классическую и современную. И для этого у нас есть возможности. В целом мы ориентируемся на современные музеи больших столиц, и сегодня они выглядят скорее как музейные центры комплексного типа. Особенности таких музеев — запоминающаяся постоянная экспозиция, активная выставочная жизнь, развитая инфраструктура, дополнительные сервисы, образовательная и презентационная программа. А еще актуальность, и мы постепенно будем развиваться в этом направлении. Так, наша выставка «Зарядье: из прошлого в будущее» открылась в преддверии конкурса на архитектурную концепцию одноименного парка, потому что сейчас это важнейшая для Москвы тема, и мы хотим участвовать в обсуждении. А незадолго до  Московского урбанистического форума, на котором особое внимание уделялось проектам по развитию периферий, мы открыли выставку, рассказывающую о старинных усадьбах, сохранившихся на территории «новой Москвы». Музей города должен отражать и выкристаллизовывать городские тенденции, задавать городской дискурс.

— Как продвигается реставрация Провиантских складов?

— Сегодня выставки проходят во всех трех корпусах архитектурного комплекса Провиантских складов. Фасады зданий сохранились очень хорошо, но внутренне они чудовищно изуродованы. Исторически все корпуса были двухэтажными, но чтобы увеличить площадь гаражей, военные воткнули, как в пирог, по этажу в каждое здание. С точки зрения музея и исторического памятника это ужасно. Мы только что получили результаты полного обследования наших корпусов, эта работа длилась четыре месяца. Она показала, что можно восстановить исторический вид каждого корпуса. Причем это можно сделать, не выводя музей с территории. Поэтому мы хотели бы поочередно ремонтировать и реставрировать каждый из трех корпусов, не прекращая работы, более того — одновременно заниматься развитием музея.

Реставрация Провиантских складов должна начаться в 2014 году, навскидку работы такого объема могут продлиться два-три года. Необходимо демонтировать лишние этажи, восстановить лестницы. Уже сейчас мы очищаем кирпичные стены от штукатурки, ремонтируем потолок — в некоторых местах сохранились аутентичные деревянные потолочные перекрытия, а они ведь самые старые из подобных сохранившихся в Москве. Инженерные коммуникации в зданиях в критическом состоянии, все они должны быть полностью заменены.

Летом каждое мероприятие во дворе собирало по 5-12 тысяч человек, а за четыре месяца посещаемость составила более 100 тысяч человек

Первым на реставрацию в будущем году пойдет маленькое здание кордегардии с колоннами и лепниной, расположенное в центре двора, — бывший контрольно-пропускной пункт. Мы бы хотели привести территорию в первозданный вид: маленький особняк по центру и три больших корпуса, никаких лишних временных построек, возведенных здесь позднее, да так и застрявших во дворе. Хотим восстановить мощение двора, летом расставлять кадки с деревьями, проводить больше фестивалей под открытым небом. Городу ведь очень не хватает красивых свободных пространств, а у нас оно есть, и это историческая часть — памятник архитектуры федерального значения.

У нас также была предварительная договоренность с РИА Новости превратить парковку агентства (она расположена за комплексом музея) в маленький сквер. Можно было бы делать там совместные выставки, мероприятия.

— Расскажите, как строится работа фондов музея. Какие там работают специалисты?

— В наших фондах более миллиона единиц хранения, в музее 19 ответственных хранителей,  каждый отвечает за свое направление — археология, редкая книга, фото, документы, живопись, скульптура, предметы быта, автомобили и так далее. Музей Москвы — один из древнейших в городе. Изначально он возник как музей городского коммунального хозяйства в 1896 году. Со временем музей несколько раз менял свою концепцию, что отражалось на его фондах — в итоге он стал уникальной институцией со своим  неповторимым собранием. Музей переехал в Провиантские склады в 2011 году и перевез с собой все коллекции. Сейчас продолжается анализ фондов, идет процесс съемки, описи и оцифровки материала, в результате этой работы появится каталог, возможно не один. Что касается экспонирования, в крупных музеях в постоянных экспозициях показывают 3–5% своего фондового богатства. В нашем случае этот процент еще меньше, потому что фонды огромные. Поэтому мы настроены на активизацию временных тематических выставок, где будем показывать свои коллекции. После завершения реставрации и описи фондов мы хотим сделать открытый доступ к части фондового богатства, как это делают на Западе. Также собираемся полностью переделать наш сайт и в будущем открыть раздел, где сможем показывать фотографии наших коллекций.

Недавно группу фондовых хранителей возглавила Анастасия Петрова — эта молодая девушка работала в Третьяковской галерее, в «Гараже», была директором галереи Люмьер, стажировалась в западных музеях. Команда музея постепенно обновляется, ровно настолько, насколько это диктует время.

— С какими трудностями вы сейчас сталкиваетесь в работе?

— О наших проектах и мероприятиях пока мало пишут. Мы взяли высокий темп, проводим много мероприятий, и очень хороших, но не успеваем их продвигать, поэтому пока немного проседаем с популяризацией своих мероприятий и получаем не такую большую отдачу, как хотелось бы. Но мы будем работать над этим.