Новый для современной российской культуры, но традиционный для России тип организации театрального дела — театр продюсера, прежде бы сказали «антрепренера», но сейчас слово «антреприза» стало обозначать разовый проект для зарабатывания денег. Меж тем театр «Практика» — совсем не коммерческий: денег не зарабатывает — с залом на 80 мест это и невозможно. Создавший этот театр продюсер Эдуард Бояков ставил перед собой другие задачи. Прежде всего ему хотелось иметь место для постановки современных пьес. Обладая опытом работы директором сначала в «Золотой маске», потом в гергиевском Пасхальном фестивале, а также в «Новой драме», Бояков сумел использовать свои связи и в 2005 году получил старое здание театра «Луна». Создавал не вполне обычный репертуарный театр — без труппы, но с десятком спектаклей в афише. На крошечной сцене получился не столько театр автора, как декларировал Бояков, сколько театр новой публики, для которой нужны были и новые темы, и новые тексты, и новые способы презентации.
«Практика» — идеально менеджерский проект, поэтому для каждой задачи собирают команду, способную решить ее наилучшим образом. В театре нет постоянных артистов и режиссеров, но есть большой PR-отдел, который призван обеспечить продвижение всех спектаклей к зрителю, а еще и работать над имиджем «Практики». Но главное, он должен формировать среду вокруг театра. Для «Практики» зритель очень важен, театр хочет нравиться, но не любому, а тому, кто ему подходит — молодым, успешным, амбициозным, модным, активным. Такими театр видит своих зрителей.
В манифесте театра заявлено: «Мы честно говорим о том, что актуально для жителей мегаполиса, — о любви, бизнесе, моде, политике, наркотиках, поэзии, сексе и совести». Говорим современным языком, каков он есть. Ставим современных авторов. Не ограничиваемся рамками только театра — расширяем границы за счет кино, современного искусства и поэзии. «Практика» — это не просто театр, а современный культурный центр, где проходят кинопоказы, устраиваются тренинги, выставки и перформансы.
«Практика» — театр для креативного класса. Есть ли такой на самом деле или нет — неважно. Но театр для него — вот он. И это не кафедра, не храм, не лаборатория, не школа, не студия, а скорее клуб. Поэтому атмосфера там порой важнее всего, поэтому днем там можно заниматься йогой или слушать лекции, смотреть кино и обсуждать фильмы. Даже буфет в «Практике» с утра открыт для всех: его обслуживает та же компания, что и рестораны «Жан-Жак».
Стиль интерьеров театра близок к стилю современного офиса: чисто, функционально, технологично. И спектакли в «Практике» начинаются в восемь вечера, чтобы удобно было тем, кто работает в офисе. Политика и здоровый образ жизни, духовные поиски и современный дизайн, модные имена и культовые герои — такими видятся интересы городского офисного класса в последнее время. Но сейчас «Практику» ждут перемены. Спустя семь лет после открытия театр меняет руководителя. Бояков отходит от непосредственного управления театром, оставаясь в попечительском совете, а худруком с этого года стал Иван Вырыпаев, драматург, режиссер. Он не чужой для театра человек: спектакли по его пьесам шли в «Практике» с самого начала, но казалось, что не они определяют магистральное направление. Иван в последнее время работал в Польше, ставил там спектакли, писал пьесы, в том числе и по заказам немецких театров. Сейчас его больше занимают задачи просвещения. Он уверен: «Нашей стране необходимо знать, что вокруг нас есть другие — другое сознание, другие взгляды, есть европейская, американская культуры. Мы закрыты, нас зомбируют идеологиями, и мы, убежденные в своей исключительной духовности, очень агрессивны к внешнему миру. Это идет от безграмотности, мы же ничего не знаем, не понимаем другого сознания. Я не в восторге от Европы, я вижу минусы. Но мне кажется, что задача театра — знакомить зрителя с разными направлениями современной культуры. Театр не должен с чем-то бороться, его роль в том, чтобы показать разные тенденции. Это единственное, что сейчас нам поможет».
Вот с такими задачами театр «Практика» вступает в новый сезон 2013/2014. Театр будет меняться неизбежно.