Бунт против Баха
В 1929 году технику рисованного звука изобрели композитор Арсений Авраамов, конструктор Евгений Шолпо и режиссер-аниматор Михаилом Цехановский. Эта техника представляет собой графическое воспроизведение звуковых дорожек на кинопленке и позволяет синтезировать любые звуки, эффекты, записывать сложные полифонические произведения. В 1930-е годы рисованный звук вдохновил ряд композиторов, конструкторов и акустиков на проведение удивительных аудиовизуальных опытов и создание новых музыкальных инструментов. Эти идеи и изобретения и сейчас служат источником вдохновения для современных художников и перформеров.
Родоначальник рисованный музыки — Арсений Авраамов (настоящее имя Арсений Краснокутский). Авраамов был композитором, фольклористом, ученым-акустиком, музыкальным критиком. Он хотел реформировать музыкальный строй. Авраамов считал необходимым уничтожить рояли, поскольку они — символ баховской равномерной темперации. Иоганн Бах, по мнению Авраамова, это «величайший преступник перед лицом истории, затормозивший на два века логическую эволюцию звукосозерцания, искалечивший слух миллионам людей, — величайший эгоист, принесший в жертву будущее искусства настоящему своего творчества». Речь идет о том, что Бах закрепил в европейской музыке такой строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы — двенадцать полутонов. Народная же музыка основана на микротонике — звуковой системе, использующей интервалы меньше полутона (и производные от них). Теоретик музыки считал, что человеческий слух искажен баховским наследием, поэтому для того, чтобы «культурный» слух научился тонкости мелодических восприятий, доступной «народному» слуху, нужно отказаться от равномерной темперации.
Одно из самых масштабных произведений Арсения Авраамова – «Симфония гудков», исполнявшаяся при жизни автора всего дважды. По его замыслу, музыка должна была складываться из заводских и паровозных гудков, сирен и даже рёва самолётов. На видео – реконструкция симфонии, осуществлённая композитором Сергеем Хисматовым.
Авраамов разработал собственную программу преподавания, основанную на четвертитоновой технике. Он хотел создать инструмент, который бы воспроизводил все желаемые созвучия. Такой инструмент должен был, в том числе, создавать полифоническую структуру, дающую возможность одному исполнителю извлекать сколь угодно сложные комплексы тонов и давать длительный тон, силой которого исполнитель может управлять в любой момент звучания. Ученый сконструировал смычковый полихорд — инструмент, который мог бы выполнить такую задачу. «Взамен 12-ти механически равномерно размещенных в интервале октавы точек, долженствующих изображать мифические “полутоны хроматической гаммы” современная музыкальная акустика предлагает нам сплошной звукоряд, одновременно указывая и на законы координации любых, произвольно взятых внутри его точек». Идеи Авраамова получили воплощение во второй половине XX века, когда на арену выходит микротоника (сочинения Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова и других композиторов).
По мнению Арсения Авраамова, Иоганн Себастьян Бах — «величайший преступник перед лицом истории, затормозивший на два века логическую эволюцию звукосозерцания»
В 1917 году Арсений Авраамов и конструктор Евгений Шолпо создали в Петрограде «Общество им. Леонардо да Винчи», участники которого обсуждали проекты устройств, позволявших создавать и исполнять музыку без участия живых музыкантов.
Рождение рисованного звука
В 1929 году Авраамов, Шолпо и режиссер-аниматор Михаил Цехановский во время работы над одним из первых советских звуковых фильмов «Пятилетка. План великих работ» пришли к идее техники рисованного звука. Этот метод позволял с помощью искусственного создания графики звуковых дорожек на кинопленке синтезировать любые звуки, эффекты, записывать сложные полифонические произведения. В 1931 году Шолпо сконструировал вариофон — оптический инструмент, кинофотоаппарат с механизмом, который подключен к электромотору, протягивающему пленку. Шолпо вырезал на бумажных дисках необходимые ему формы волн, а аппарат считывал эти волны и синтезировал их в музыку. В этом и заключается техника рисованного звука.
«Партитура» для вариофона
Вариофон позволял достигать эффекта глиссандо (плавного скольжения звука от одного к другому), вибрации тона, оттенков, изменения силы звука, построения многоголосных аккордов (до 12 одновременно звучащих голосов), моделировать самые тонкие ритмические нюансы живого исполнения. Недостатком было лишь ограничение тембровых возможностей звука. Первые опыты проводили в лаборатории изобретателя советской звукозаписывающей аппаратуры Александра Шорина. С помощью вариофона озвучили множество фильмов, создали большое количество искусственных фонограмм, в числе которых «Сюита Карбюрация» Георгия Римского-Корсакова (1933), «Полет Валькирий» Рихарда Вагнера, шестая рапсодия Ференца Листа. Во время бомбардировки блокадного Ленинграда инструмент был уничтожен.
Еще один важный человек для рисованного звука — кинооператор Николай Воинов. В 1930 году он входил в состав группы Авраамова «Мультзвук» и участвовал в работе над первыми рисованными звуковыми дорожками. Но вскоре Воинов покинул эту группу и начал собственные исследования, в процессе которых был создан инструмент нивотон. Синтез звуковых дорожек происходил благодаря сложению вырезанных из бумаги с помощью нивотона профилей звуковых волн и дальнейшего покадрового фотографирования фрагментов звуковой дорожки на анимационном станке. С 1931 года участвует в создании мультипликационных фильмов с синтетическими звуковыми дорожками («Танец вороны», «Барыня», «Прелюдия Рахманинова» и другие). С помощью нивотона можно было получать четкий и чистый звук.
Нивотон
«Танец вороны», Николай Воинов:
Борис Янковский создал другой важный для технологии рисованного звука прибор — виброэкспонатор. Виброэкспонатор производит мультипликационную съемку звука на дорожку кинопленки. Янковский хотел «эскизно составить таблицу звуковых элементов, подобную периодической таблице химических элементов Менделеева» (слова из его неопубликованной работы). Целью ученого было заполнение пробелов в системе оркестровых красок с помощью синтеза. Создать таблицу, подобную Менделеевской, Янковскому не удалось. Сейчас то, что исследовал Янковский, называется техникой «спектральных мутаций». Его идеи слишком опережали время, для их развития требовалась техническая база, которая еще не существовала.
От АНС до drawn sound
Patrick K.-H — композитор, перформер, визуальный художник и куратор программ современного искусства, медиа-археолог и sound artist (звукохудожник), работает с электронными и цифровыми медиа, средствами анимации, пространственного звука и алгоритмической композиции. Автор музыки к спектаклям современного танца «Театра Наций», «ЦЕХа», танцевальной компании Ohne Zuker и др. Работы были представлены в ММСИ, ГЦСИ, на Венецианской биеннале.
Всего несколько лет — с 1930 по 1936 годы — техника рисованного звука активно развивалась в СССР. Но еще одна важная ступень была пройдена в 1956 году, когда инженер Евгений Мурзин создал синтезатор АНС — первый в мире в мире многоголосный музыкальный синтезатор. АНС — это аббревиатура, расшифровывающаяся как Александр Николаевич Скрябин. Этот синтезатор позволяет получать видимое изображение звуковых волн. АНС содержит октаву из 72 элементов. Именно на АНС в конце 50-х-начале 60-х экспериментировали многие композиторы-авангадисты. В 1971 году Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Эдуард Артемьев и Олег Булошкин записали с помощью этого инструмента свои произведения — все они вышли на пластинке фирмы «Мелодия» в 1990 году под названием «Музыкальное приношение».
АНС
Сейчас технику рисованного звука, или drawn sound, используют медиа-художники Patrick K.-H. и Олег Макаров.
Что смотреть и слушать в Центре авангарда
Вновь открывшийся в Еврейском музее Центр авангарда представляет собой постоянно функционирующую библиотеку, медиаэкспозицию и виртуальные конструкторы по произведениям советского авангарда (Владимира Татлина, Якова Чернихова, Илья Чашника, Казимира Малевича, Эля Лисицкого и других). В центре в формате регулярных лекций, семинаров и кинопоказов будут рассказывать о наследии авангарда в контексте культурно-социальной среды 1920-1930-х годов и о его актуальности сегодня. В январе анонсирован ряд бесплатных лекций — из «Город» (по средам) и из цикла «Звук» (по воскресеньям). Запланированы такие циклы, как «Архитектура 1920-1930е», «Изобразительное искусство 1910-1940е», «Книга 1910-1930е», «Техника 1910-1930е», «Кинофото», «Массовые действа». Также Центр авангарда планирует проводить выставки и концерты.