Рената Литвинова сняла фильм за свои деньги, сама написала сценарий, сыграла главную роль. И режиссер тоже она. У нее есть сопродюсер — Земфира, она же автор музыки. Снимали на фотоаппарат студенты ВГИКа (что оказалось дешево, но неэффективно, как шутила Литвинова: «братская могила операторов получилась», студенты выучены плохо). Обошлось тысяч в сто — весьма экономично.
Получилась такая почти самодеятельная — кто-то точно сказал: кукольная — постановка. В духе самой Литвиновой — манерная, нереальная, вычурная, но довольно смешная и живая стилизованная под мистическую притчу черноватая комедия. Живая — в смысле живой интонации, такие фильмы снимали в ранние девяностые, в романтическую эпоху, когда все авторы были уверены, что они интересны публике. Сравнение с кукольным театром тоже подсказано автором: в фильме есть сцены, когда героиня Литвиновой склоняется над маленькой сценой, на которой сидит маленькая героиня Друбич в окружении воронов.
Сюжет, на мой взгляд, роли не играет… Ну есть там одна героиня, Маргарита Готье (если кто не помнит, так звали Даму с камелиями, а если и это ничего не говорит, то и нечего париться — все равно не объяснишь). В общем, это почти пародия — Рита Готье, как и положено, умирает, но не среди парижских театров, а городской больнице. Где в морге работает существо — так ее называет сама Литвинова. Существо неопределенных занятий, притворяющееся женщиной Татьяной Неубивко. А на самом деле это Смерть с косой. Ну не главная, может быть, так, рядовая смерть Риты Готье. Она должна сопровождать героиню в последний путь. Шампанского налить, портал открыть — а его еще найти надо, а в городе бесчинствует мэр, который разрушил все красивые здания, и почти все порталы для перехода в иные миры теперь закрыты. В основе сценария — рассказ «Очень любимая Рита», про взаимную любовь, которую даже смерть не берет. То есть берет, но с восхищением и нежностью.
В общем, весь этот красивый-красивый кошмар населен женщинами: Ольга Кузина играет Риту, а ее подругу-врача Надю — Татьяна Друбич. В роли Коли, любящего друга Риты, — режиссер Николай Хомерики, который со времен съемок расстался со своими густыми пышными волосами и теперь ходит коротко стриженный.
Все девушки очень поэтичные и прекрасные — и макияж у них замечательный, и костюмы (которые, кстати, придумала тоже Рената). И они эффектно позируют. Еще там много смешного, рождающегося из текста, построенного на фирменном литвиновском юморе — смесь изысканного с простодушным, на грани пародии. Земфира написала песню и еще немного музыки, сама она в фильме не появляется, хотя по дружбе там снялась и Сати Спивакова, и ресторатор Митя Борисов, и кто-то еще…
При просмотре вспоминаешь первым делом фильмы Киры Муратовой, которая в общем-то и открыла Литвинову-актрису, и Рустама Хамдамова с его настойчиво постановочными позами и увлечением красивыми предметами. Но у Литвиновой все немножко кривоватое и нарочито избыточное. Кабаре с белыми клоунами женского рода.
В старающемся быть серьезным и проблемным конкурсе ММКФ этот фильм смотрится не совсем органично, уж очень это специфическая картина, но, с другой стороны, Рената является лицом косметической фирмы «Л’Ореаль», официального партнера фестиваля.
Народа на показах было как никогда много — все-таки Рената Литвинова настоящая наша звезда.