Минувшая «Ночь в музее» проходила в Москве в ситуации повышенной «уличной» напряженности. Накануне ночью полиция ликвидировала на Кудринской площади лагерь оппозиционеров. Утро прошло под знаком задержаний «белоленточников» на Старом Арбате. Строгий мужской голос в метро настойчиво зазывал москвичей посетить шахматный турнир в Третьяковской галерее. Отправной точкой музейных гуляний был объявлен Сретенский бульвар, где была назначена акция «Контрольная прогулка-2» (на этот раз в ней участвовали не литераторы, а художники).
Собравшиеся в условленной точке граждане обнаружили, что намеченный маршрут требует корректировки — Сретенский бульвар перекопан, соседний с ним Чистопрудный оккупирован стражами порядка и закрыт. Приглашенный на «прогулку художников» глава столичного департамента культуры Сергей Капков приехал, самим фактом своего визита легализовав акцию, и констатировал, что «искусство больше, чем политика». Тем не менее на бульвары художникам пришлось протискиваться с «черного хода», проложив маршрут через параллельные кольцу переулки. Сопровождавшие гулянье полицейские наряды призывали «граждан гуляющих» не мешать движению автотранспорта. На провокационный вопрос «А гулять нам вообще можно?» командующий стражами порядка подполковник строго ответил: «Можно, но очень осторожно».
Когда толпа наконец протиснулась на Рождественский бульвар, выяснилось, что, хотя на акцию «записалось» чуть более 500 человек, сочувствовавших оказалось в несколько раз больше. Наибольшей популярностью гуляющих пользовалась передвижная инсталляция, на которой были сложены грабли, перевязанные белыми ленточками. Каждый желающий мог вооружиться орудием труда и борьбы — с граблями на плечах гулять по нынешней Москве как-то спокойнее.
На Трубной площади художников встретили молодые люди в черном, прикидом напоминавшие байкеров из команды Хирурга, призвали собравшихся уйти от еретиков и обратиться к Богу. «Еретики» на проповеди не реагировали — под бой барабанов с белыми знаменами в руках процессия мирно добралась до Московского музея современного искусства на Петровке. «Ночь в музее» была объявлена открытой.
Вообще к ставшим популярными ночным акциям — музейным, библиотечным, садово-парковым — отношение двойственное. Приятно, когда москвичи откликаются на культурные акции — очереди выстраиваются даже в отдаленные и непопулярные музеи города. И сами музейщики рады раз в год проявить изобретательность: в МУАРе фестиваль 2-in-1 крутил архитектурные фильмы, в Тимирязевском организовали образцовые акции для малышей — «Аттракцион невиданной хищности» и «Ночной лес глазами насекомых», во двор Политеха вытащили ретромашины и велосипеды, спровоцировав обладателей антикварных авто на спонтанный автопробег по улицам города. С другой стороны, аттракционный характер ночной акции обнажает отсутствие плановой музейной политики и регулярной работы с населением. «Ночь в музее» и неделя бесплатных музеев — это, конечно, хорошо. Но вообще-то во всем мире подобные акции проходят каждую неделю. Четверг — традиционный бесплатный день в большинстве музеев Европы, когда все выставочные залы работают в режиме продленного графика, до 22.00 и даже до полуночи, и организуют в своих стенах концерты, лекции, дискотеки. У нас же уже на следующий день после ударной ночи (которая и не ночь вовсе, а по московским меркам поздний вечер) большинство музейщиков расслабляются, а смотрители мирно дремлют в пустых выставочных залах. Годами обсуждаемые проекты вроде «Музейного квартала» и «Музейного маршрута» так и вязнут в бесконечных дискуссиях. Да и что греха таить, имеют больше отношения к локальным интересам отдельных крупных музеев и их руководителей, нежели к насущным потребностям горожан, которым пятничными и субботними вечерами некуда себя деть. Общественных пространств в городе нет, бульвары перекопаны и периодически заняты полицией, музейные кассы по преимуществу работают до 18.00, обещанный гайд-парк планируют вынести на Поклонную гору, а парка культуры и отдыха на всех не хватит.