Музыкальный фестиваль «Артноябрь», в течение многих лет исповедовавший тонкости камерного жанра и тона, в этом году производит впечатление величественностью замыслов и амбициозностью масштабов.
Программных концепций нынешнего «Артноября» хватило бы на полдюжины приметных фестивалей. Но в этот раз организаторы решили объединить в рамках одного проекта сразу несколько импозантных циклов. Некоторые из них концептуальны до чрезвычайности.
Еще до официального открытия 1 ноября (бетховенская программа «Брамс-трио») стартовал цикл «Новое поколение искусства», смысл которого сформулирован не без вызова: «консервативной московской публике» адресованы «разные направления современной музыкальной и визуальной мысли». В концертах цикла участвуют музыканты поколения примерно 30-летних, в программах преимущественно классика второй половины XX века (много российских премьер) и совсем новая музыка. В программу «Нового поколения» включены три авторских вечера: Ираиды Юсуповой, Николая Капустина и Алексея Курбатова, смело написавшего симфонию «Властелин колец».
Самые концептуальные жесты фестиваля еще впереди. Главным событием намерен стать огромный цикл «Все сонаты Бетховена». В 15 концертах прозвучат 52 сонаты, написанные в период с 1782 по 1822 год. Это 32 фортепианные сонаты, десять сонат для фортепиано и скрипки, пять сонат для фортепиано и виолончели, соната для валторны и фортепиано, соната для фортепиано в четыре руки и три одночастные фортепианные сонаты. Полный сонатный набор в исполнении феерического состава, который уже сейчас можно считать главным фестивальным достижением. Возглавляет список сонатных игроков пианист Юрий Фаворин, известный не только тем, что был скандально не допущен к участию в последнем конкурсе им. Чайковского, но и своим неординарным исполнительским профилем. Фаворина называют лидером нового пианистического поколения, впрочем, другие имена в новейшем поколении и в списке сонатных участников не менее убедительны, а истории их участия в последних конкурсах им. Чайковского не менее красивы и также не без скандальности. В сонатах участвуют и санкт-петербургский пианист Петр Лаул с репутацией романтика-интеллектуала (в свое время не дошел до финальных прослушиваний конкурса им. Чайковского), и Андрей Коробейников (тот самый, который вылетел со второго тура прошлого конкурса, потом получил великолепные контракты и, наконец, прислал саркастическую запись на отборочный тур нынешнего «Чайника», после чего, естественно, не прошел). И Алексей Володин (у него в активе тоже ставки на победу и сенсационный вылет со второго тура «Чайника»), и Павел Колесников (совсем молодой пианист-романтик, обративший на себя внимание на нынешнем Чайковском и, как легко догадаться, тоже вылетевший после второго тура). Весь этот филигранно выстроенный набор «неудачников Чайковского» производит изумительное впечатление уже сам по себе, еще до сонатного старта. В нем самом уже содержится интрига и концепция. С мутной истории «Чайника» ловко сняты исполнительские сливки, красиво оформлены, эстетский вызов «неудачников» противопоставлен шаткому авторитету конкурсных побед таким хитрым образом, что можно не сомневаться в исполнительском качестве и свежести сонатного замысла. В сонатах еще участвуют Ловро Погорелич, Франсуа-Фредерик Ги, Александр Князев и другие.
Ближе к фестивальному финалу – еще одна концептуальная штучка: «Бах-марафон», а именно десять часов (с 11.00) на все инструментальные концерты Баха. В забеге участвуют те же Володин, Коробейников, Лаул, Погорелич, Ги, а также Александр Гиндин, Кристофер Тейлор, серьезная скрипичная команда (Илья Грингольц, Николай Саченко, Александр Тростянский, Никита Борисоглебский) и несколько музыкантов из разных стран.
Насколько стройным окажется баховский вал (у этой идеи своя история, замысел появляется в московских программах не впервые и уже мог быть воплощен другими людьми), можно будет узнать 27 ноября. Начало многообещающего сонатного цикла – уже 2 ноября в Камерном зале Дома музыки, и первым к Бетховену выйдет тот самый Фаворин.