Трехдневная экспозиция, организованная Москомнаследием в московском Манеже, открылась как часть общеевропейской ежегодной выставки Denkmal («Памятник, наследие»), традиционно проходящей в Лейпциге в конце ноября. Это придало московскому мероприятию особый статус и подчеркнуло интерес, который проявляют в Европе к нашим памятникам. Открывал выставку мэр Москвы Сергей Собянин, что свидетельствует: внимание к историческому наследию становится столь же важным имиджевым моментом, как забота о детях или стимулирование инноваций.
Однако, увы, по своему содержанию лейпцигская и московская экспозиции имеют очень мало общего. Дело прежде всего в различном понимании того, что такое историческое наследие. В России охрана памятников традиционно воспринимается как часть градостроительства, и профессионалами этой сферы считаются архитекторы и реставраторы. В Европе же предполагается нечто большее.
Речь идет не столько о восстановлении фасадов или более-менее цельных фрагментов (кварталов, улиц) исторических поселений, но прежде всего о сохранении традиционной культуры и преемственности культурных традиций. Это и древние ремесла, и старинные технологии, и элементы старого быта и одежды, и сам по себе образ и уклад жизни. Отсюда и состав участников. На московской выставке были представлены строительные компании, архитектурные бюро, государственные институции (ГлавУПДК, управляющее посольскими особняками, НИиПИ генерального плана, Москомнаследие.) В Лейпциге же помимо знакомства с традиционными стендами, представляющими различные проекты и технологии, можно увидеть ремесленные процессы: столярное и плотницкое дело, резьбу по дереву, литье. И даже лично в них поучаствовать, создать исторический интерьер, выбрать ткани и предметы обстановки. Кроме деловых контактов и встреч там нередки целые фольклорные спектакли, а рядом с одетыми по всей деловой форме бизнесменами можно встретить представителей самых разных общественных организаций и движений. В рамках лейпцигской выставки обсуждается широчайший спектр тем, касающихся реставрации, сохранения, содержания памятников, исторических мест и городов, а желающие могут прикупить на аукционе историческую недвижимость на свой вкус и кошелек.
Наследие является в Европе органической частью современной жизни, а у нас не является, что и отражают лейпцигская и московская экспозиции.
В рамках выставки в Манеже прошел конгресс «Практика приспособления объектов культурного наследия к современным условиям». Секций было немного, поэтому на одних и тех же «круглых столах» российскими и зарубежными участниками обсуждались как философские, правовые и градостроительные аспекты сохранения наследия, так и конкретные методики и технологии. Такое смешение тем и жанров (академические размышления, полемика, реклама и самореклама) не добавляло интереса публики к этим мероприятиям, в силу чего они были очень малочисленными. Для того чтобы как-то оживить мертвый и формальный ландшафт выставки, к участию допустили «Архнадзор» с его конкретными и очень дельными выступлениями (основных предложений два: исключить из закона «Об объектах культурного наследия» понятие «предмет охраны», чтобы сохранять памятники целиком, а не отдельные их фрагменты, и создать систему экономических стимулов для собственников/арендаторов исторических памятников в виде налоговых льгот, государственных дотаций и т.д., как это делается в Европе).
В целом же экспозиция «Denkmal-Москва» ничего о нашем наследии не рассказала: не было представлено ни усадеб, ни пейзажных парков, ни памятников деревянного зодчества, ни затейливых деталей интерьеров, а были только схемы, планы (в лучшем случае с хорошими пояснениями, а в худшем — и без них), какие-то механизмы и приборы, макеты, фотографии объектов до и после реставрации.
Из представленного заслуживает внимания очень убедительный макет градостроительного решения Кадашей, выполненный Ильей Уткиным со свойственным ему уважением к исторической среде и чутким пониманием внутреннего ритма этого уголка Замоскворечья, а также уже осуществленный «Студией-44» (Олег и Никита Явейны) проект «Новая большая анфилада» — восстановление восточного крыла Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Кстати, в отличие от Манежа, где выставки проходят под стропилами из клееного бруса, в «Новой анфиладе» можно увидеть оригинальные фрагменты конструкции, которые обычно бывают скрыты от наших глаз.
Многие участники прямо на своих стендах демонстрировали полное непонимание того, что такое историческое наследие. Одна из компаний, специализирующихся на сносе памятников, сообщала о себе: «Реконструкция зданий исторического и культурного наследия». Однако реконструкция исторических памятников законом прямо запрещена, возможна только реставрация.
Спонсором всей выставки стала компания «ВТБ-арена» — инвестор глобальной реконструкции стадиона «Динамо». Над исторической ареной появится облако-шатер, которое фактически уничтожит стадион как памятник архитектуры первой трети XX века. На фоне изображения нового «Динамо» и звучало приветственное слово мэра.