В Петербурге прошел XXI международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку». Его история показательна для отечественного фестивального движения и кинопроцесса в целом. Смотр документального кино в Ленинграде возник в январе 1989-го по инициативе режиссера Михаила Литвякова. Его концепция победила в специальной деловой игре (устроенной прогрессивным тогда Союзом кинематографистов), призванной решить, что делать с документальным кино, прозябающим от недостатка внимания на периферии Московского международного кинофестиваля. Коллеги согласились, что город на Неве с ленинградской школой документалистики (лучшей в СССР) может проводить международный фестиваль кино.
Мэр Собчак инициативу всячески поддержал. Перестройка открыла страну иностранцам, а историю и реальность — документалистам. С экрана рванули документы, факты и мнения, неслыханные/невиданные прежде. От ММКФ «Посланию к человеку» досталась (тогда актуальная) категория «А». Приезжали мировые знаменитости. Свои ньюсмейкеры прибывали в гости — от Мераба Мамардашвили до Руслана Хасбулатова. Фестиваль отвечал всем требованиям подобного формата вплоть до выпуска ежедневной многостраничной газеты, которую создавала самая неформальная из возможных группа авторов из обеих столиц. Например, будущий сценарист Константин Мурзенко писал там о джазовом концерте.
Шли годы. Обстоятельства непреодолимой силы привели к тому, что уникальный фестиваль деградировал. Потерял почти все, вплоть до публики, еще лет пять назад сидевшей на полу из-за отсутствия свободных мест. Последним ударом стал возникший два года назад петербургский кинофорум — мероприятие, целиком «вымышленное» в Смольном, к кинематографическому процессу отношения не имеющее. Но всосавшее в себя весь возможный и невозможный бюджет.
Однако убить необходимое нельзя — оно так или иначе прорвется. «Послание к человеку», которое в ходе своей эволюции стало смотром не только документалистики, но также игрового короткометражного и анимационного кино, — естественная и единственная в стране площадка для знакомства и осмысления фильмов на стыке не жанров, но видов кинематографа.
Документалистика давно уже расположилась на необъятных кинопросторах — от хроники до анимации. Еще в начале 90-х анимационный документальный фильм был впервые предъявлен «Посланием...» (увы, я запамятовала имя автора — режиссера из Белоруссии, но картинку помню: реальный ветеран из горячей точки просил подаяние на улице, а мимо спешил анимированный, но бездушный город). Нынешний фестиваль преподнес удивительную «Планету Z» Сето Момоко (Франция) про жизнь цветной капусты — художественное произведение, а не учебный науч-поп. Реальные персонажи действуют в игровых ситуациях нередко интереснее актеров. Неигровое кино в открытую использует постановочные моменты, в том числе рисованные. И так далее.
Что происходит с реальностью на экране и в нашем восприятии? Вот вопрос, который вполне может стать основой развития фестиваля, давно и добровольно ограничившегося своей чисто гуманитарной миссией, определенной «евангельским» названием.
Вторая причина необходимости «Послания к человеку» — все возрастающий интерес к авторской документалистике среди продвинутых зрителей. Успех документальной секции ММКФ, возрожденной усилиями Сергея Мирошниченко, — одно из доказательств. Однако вовсе не из питерского патриотизма я считаю, что полноценный смотр неигрового кино должен существовать суверенно и в городе на Неве. Именно здесь живут мастера и наследники той самой ленинградской школы. Например, Алина Рудницкая — ее работа «Я забуду этот день» удостоена сейчас «Кентавра» за лучший короткометражный документальный фильм и диплома жюри прессы.
Традиции этой школы в корне иные, нежели проповедует новая «прямая» документалистика (развивается в Москве учениками замечательного мастера Марины Разбежкиной), они ценимы во многих странах мира и не должны быть убиты.
Наконец, в Петербурге «прописаны» выдающиеся авторы неигрового кино Александр Сокуров и Виктор Косаковский. Сергей Лозница как документалист тоже вырос на ЛСДФ. Сокуров на закрытии фестиваля принял «Золотого кентавра» за вклад в киноискусство, подтвердил свою приверженность документалистике и попросил Минкульт и городские власти увеличить бюджет фестиваля. Косаковский, все фильмы которого участвовали в «Послании к человеку» и не раз награждались, представил свою новую работу. Российская премьера картины «Да здравствуют антиподы!» открывала фестиваль, вошла в конкурс, получила «Кентавра» за лучший полнометражный неигровой фильм и приз прессы.
Потомственный ленинградский документалист Алексей Учитель (кстати, его ученики во ВГИКе активнее других снимают «на стыке жанров) стал президентом «Послания к человеку» два года назад, но реально спасать его начал нынче. На церемонии закрытия Михаил Литвяков официально передал ему власть.
Пока Учителю удалось привести в должный вид только первую и финальную церемонии фестиваля, а также привлечь в информационные партнеры «Первый канал»; благодаря его сюжетам о «Послании к человеку», надо надеяться, узнали в стране. Учитель настроен весьма серьезно — он уже предложил новому вице-губернатору Петербурга Василию Кичеджи, курирующему культурные процессы, соединить «Послание...» с кинофорумом. Посмотрим, не захочет ли город выступить еще логичнее — прекратить неудачную инициативу и, не вступая ни в какое соревнование с ММКФ, возродить наконец в Петербурге осмысленный большой международный фестиваль.
Другие призы «Послания к человеку»
Гран-при «Золотой кентавр» и 5 тыс. долл. фильму «Как твои дела, Рудольф Минг?» Робертса Рубинса (Латвия).
В международном конкурсе «Кентавры» достались лучшим: анимации — «Затерянный город» Камила Полака (Польша), игровой короткометражке — «Всегда прав» Майкла Пирса (Шотландия), дебюту — «Глазго» Петра Субботки (Польша).
В национальном конкурсе (российская документалистика) «Золотой кентавр» фильму «Спас-камень. Рассказы об Александре Николаевиче Плигине» Валентины Гуркаленко. «Кентавр» за лучший полнометражный фильм — «Единственная роль суперзвезды» Антона Серегина, короткометражный — «Громов» Андрея Стадникова, дебют — «Синкопа» Юлии Бывшевой.
В новом конкурсе экспериментального кино In Silico победила «Великая гонка» Коте Камачо (Испания).