В зале имени Чайковского стартовал Третий международный фестиваль VIVACELLO. Среди участников — виолончелисты Стивен Иссерлис, Александр Рудин, Денис Шаповалов, Александр Бузлов, альтист и дирижер Юрий Башмет, камерный оркестр Musica Viva, ансамбль «Солисты Москвы» и другие. Душа фестиваля и его арт-директор — виолончелист Борис Андрианов, по чьей инициативе форум проходит в третий раз.
Международный виолончельный фестиваль впервые прошел в Москве в 2008 году. «В нашей стране виолончель не так популярна, и собрать публику на несколько концертов виолончельной музыки не так просто, — говорил Андрианов тогда. — Но мы идем с виолончелью по жизни, не думая о том, что модно, а что нет. В мире много замечательных виолончелистов, нам было бы хорошо время от времени объединяться». Среди участников фестиваля были Александр Князев, Давид Герингас, Кшиштоф Пендерецкий, Джованни Соллима, ансамбль «12 Виолончелистов Берлинской Филармонии». Во второй раз форум прошел в 2010 году, его главными звездами стали Наталия Гутман и Миша Майский.
Оба фестиваля напомнили о проблеме репертуара, которую незадолго до того поднял виолончелист Иван Монигетти: по его словам, виолончельный репертуар не обогатился новыми шедеврами с тех пор, как появились концерты Бриттена, Лютославского, Бориса Чайковского. В Москве, правда, десятилетиями не играют и их. Да, оба фестиваля знакомили публику с новыми сочинениями, однако Кончерто гроссо для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого оказался интересен скорее по форме, нежели по музыкальному материалу. А Концерт-симфония для альта и виолончели с оркестром Алексея Рыбникова, счастливо избежавший ложного пафоса его симфоний, пока у нас больше не звучал.
Два новых сочинения наших современников звучали на открытии и нынешнего фестиваля. Электронщик Вангелис, когда-то игравший с Демисом Руссосом и с Джоном Андерсоном из Yes, известен в первую очередь как автор музыки к фильму «1492: Завоевание рая». Его «Элегия» — все та же добротная киномузыка, где блеснул не только солист Борис Андрианов, но и медная группа, усилившая «Солистов Москвы». Миниатюрная «Последняя колыбельная» для двух виолончелей и струнных Антони Жирара прозвучала по инициативе Александра Рудина, представившего ее в дуэте с Андриановым. Это более интересное, близкое по духу к музыке Пярта сочинение, стилистику которого можно условно назвать «драматический минимализм».
Звучали также виолончельные концерты Карла Филиппа Эмануила Баха и Йозефа Гайдна. Если в мире любимого им Баха Рудин не только чувствовал себя как дома, но и находил общий язык с «Солистами Москвы», то Стивен Иссерлис, игравший Второй концерт Гайдна, говорил с ними на разных языках и рассказывал о чем-то своем. После антракта Башмет исполнил «Монолог» Шнитке, а «Солисты Москвы» словно на автомате отыграли квартет «Смерть и девушка» Шуберта в обработке Малера. В программе виолончельного форума оба сочинения выглядели в меру случайно, хотя «Монолог», коронный номер Башмета, был исполнен блистательно. У Шнитке, правда, есть и «Диалог» — для виолончели с ансамблем, который звучал бы более уместно.
30 сентября в Культурном центре Чайковского сонаты Грига и Рубинштейна плюс Сонату-балладу Михаила Гнесина представят Катя Сканави и Клаудио Бооркес — немецкий виолончелист, ученик Бориса Пергаменщикова, активно выступающий во всем мире. Финал — 1 октября в «Школе драматического искусства»: четыре виолончелиста исполнят четыре концерта Боккерини. Первоначально закрытие должно было состояться двумя днями позже при участии музыкантов мирового класса: ожидались Юлиан Рахлин, Сергей Накаряков, Мишель Летик, еще одна премьера от Вангелиса. Однако концерт отменен «по техническим причинам», что означает, как говорят в кулуарах, неважную продажу билетов. В таком случае символическим финалом можно считать ноябрьский концерт «Солистов Москвы», в котором примет участие Джованни Соллима; три года назад он стал самой яркой звездой Первого виолончельного фестиваля.