Киностудия должна прежде всего окупать себя, а не ждать финансовых вливаний от государства, уверен гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. У «Ленфильма» в свое время были все возможности выйти из кризиса, и причину нынешнего плачевного положения стоит искать в неэффективном менеджменте.
Во вторник, 9 августа, в сети появилось открытое письмо Владимиру Путину режиссеров Алексея Германа и Александра Сокурова с просьбой сохранить «Ленфильм» в нынешнем виде. Глобальная перестройка грозит петербургскому кинематографу со стороны компании «Система массмедиа» (СММ), руководство которой намеревается приобрести студию. Режиссеры опасаются, что поглощение «Ленфильма» принадлежащей СММ студией RWS («Всемирные русские студии») приведет к его коммерциализации и в конечном счете к потере идентичности. «Слияние киностудии «Ленфильм» со «Всемирными русскими студиями» для всех нас означает конец «Ленфильма» и как культурно-исторической национальной ценности, и как независимого производителя высококлассной национальной кинематографической продукции», - говорится в письме.
«Я с большой симпатией отношусь к «Ленфильму» и как кинематографист, конечно, сопереживаю ему, - рассказал Шахназаров «МН». - Но все же киностудия должна быть рентабельной. «Мосфильм» в течение 20 лет не получал от государства ни копейки, мы развивались и модернизировались только за свой счет. При этом мы еще и налоги платим, наверное, самые большие в отрасли».
Шахназаров напоминает, что вмешательство крупного бизнеса в жизнь «Ленфильма» может пойти ему на пользу: «Студию нужно реанимировать, сейчас она очень запущена. Если RWS действительно инвестирует в «Ленфильм» деньги и сможет поставить студию на ноги, я не вижу в этом ничего плохого». Директор «Мосфильма» недоумевает, почему ради сохранения старого «Ленфильма» государство должно становиться финансовым донором: «Это моя позиция как человека, который не получил на «Мосфильм» ни копейки. Почему власти должны помогать одним и игнорировать тех, у кого действительно получается?»
Герман и Сокуров занимают другую позицию. «Для нас нет никакого сомнения, что киностудия «Ленфильм», устоявшая в годы блокады, не погибшая в тяжелые девяностые годы, должна существовать и развиваться как независимое художественное производство. Мы уверены, что «Ленфильм» можно и нужно сохранить как студию национального, гуманитарного, исторического кино и как площадку для молодых кинематографистов», - пишут они премьеру.
В вопросе «нецелевого» использования новыми хозяевами площадей «Ленфильма», расположенных в центре Петербурга, Шахназаров доверяет дирекции RWS: «Есть определенные правила, которые RWS не имеет права нарушить. Нельзя строить на месте «Ленфильма» гостиницу». На опасение режиссеров в том, что с продажей студии в частные руки перейдет его киноколлекция, директор «Мосфильма» ответил, что «Ленфильм» и так утратил права на свои картины, став акционерным обществом. Зато права на картины «Мосфильма» принадлежат московской студии. «Поэтому, в частности, мы не акционировались, а остались унитарным предприятием», - отметил Шахназаров.