История с поддержкой властями отечественной мультипликации получает развитие. В конце июня, после встречи премьер-министра с аниматорами, было объявлено о том, что государство не оставит своим вниманием важнейшее из искусств для детей. На поддержку отрасли Владимир Путин обещал выделить полмиллиарда рублей в этом и целых полтора миллиарда в будущем году. На этой неделе на сайте Фонда кино, через который должны распределяться деньги, появился приказ об объявлении конкурса на производство национальных анимационных фильмов.
Объявление конкурса – это первое, что мог и должен был сделать Фонд кино в оставшиеся для освоения денег полгода, первый шаг к созданию собственно новых анимационных фильмов. Однако даже к этой простой процедуре остается несколько важных вопросов, на которые «МН» рассчитывает в ближайшее время получить ответ у начальства фонда. Так, к примеру, в приказе установлен дедлайн по конкурсным заявкам – 22 августа этого года. Это значит, что на «сборы» аниматорам дается всего две недели, за которые они должны написать сценарий (если только он уже не написан), собрать все нужные документы и в надлежащей форме подать их в фонд. При этом вряд ли все создатели мультфильмов ежедневно заходят на официальный сайт фонда, где был размещен документ, так что вероятность того, что кто-то из аниматоров не узнает вовремя о конкурсе, увеличивается. Делается ли это просто из спешки или с целью «предварительной селекции» не слишком расторопных творцов, нам еще предстоит выяснить.
При этом ни из текста приказа, ни из каких-либо иных официальных документов не становится понятным, выделяются ли обещанные Путиным 500 млн исключительно на рисованные фильмы, на которые объявлен конкурс. Или часть этих денег также планируется выделить на детское и юношеское кино, которое в рамках фонда объединено с анимацией. Также остается под вопросом количество и формат проектов, на которые будут потрачены средства: будут ли это полнометражные фильмы, короткий метр, сериалы или дебюты, сколько планируется снять часов и как конечный продукт будет распространяться: в кинотеатрах, на ТВ, в интернете или на DVD.
Отдельный вопрос касается «социальной значимости» конкурсных проектов. Поскольку мультики финансируются в рамках программы поддержки социально значимых фильмов, нужно ли конкурсантам как-то обеспокоиться «общественным» компонентом своих заявок? Пока что никто из начальства Фонда кино так и не смог толком сформулировать, что подразумевает эта «социальная значимость», однако по аналогии с большим кинематографом, значимые проекты которого уже выбраны, аниматоры должны иметь в виду, что это что-то про войну, космос или Пушкина.
На все эти вопросы мы ждем комментариев пока недоступных сотрудников Фонда кино.
Напомним, встреча мэтров анимации с премьером случилась после того, как они, воспользовавшись круглой датой (75-летием «Союзмультфильма»), приготовили прошение о реанимации отрасли. В результате встречи 28 июня началась ликвидация ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» – злейшего врага аниматоров, узурпировавшего права на весь золотой фонд нашей мультипликации. Теперь права на использование соответствующей аудио- и видеопродукции будут переданы Госфильмофонду. Кроме того, захиревшему «Союзмультфильму» был обещан ремонт, с него списали 12 млн руб. долгов, а всего на поддержку российских анимационных студий в этом году запланировано выделить 500 млн руб. и 1,5 млрд в 2012 году. Также в несколько более отдаленной перспективе планируется построить Дом российской анимации, который будет одновременно и производить, и показывать мультфильмы, обучать молодых аниматоров, знакомить посетителей с историей отечественного мультфильма.