В этом году на конкурс «Короткий метр» 22-го фестиваля «Кинотавр» (открылся в Сочи 4 июня) прислали рекордное количество короткометражек. Двадцать одна картина вошла в конкурс. Интерес к короткометражному кино растет как у зрителей, так и у режиссеров.
Сейчас в мире есть порядка 30 кинофестивалей, специализирующихся на коротком метре. Короткометражное кино на постсоветском пространстве по большей части представлено работами студентов кинематографических вузов. Для них короткий метр - это своего рода первый шаг, чтобы набраться опыта и заявить о себе. Так, украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий, в своих короткометражках рассказывающий о бессилии человека и жестокости государственной системы и социума, на кинофестивале в Роттердаме получил грант Фонда Хуберта Бальса на съемки полнометражного фильма.
Но снимают короткометражки и уже известные режиссеры. В 2009 году пять российских молодых режиссеров - Кирилл Серебренников, Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман-младший и Борис Хлебников - сняли по короткометражке для киноальмонаха «Короткое замыкание». Фильм собрал в российском прокате более 150 тыс. долл. В прошлом году Егор Кончаловский объединил в фильме «Москва, я люблю тебя» около десяти режиссеров.
В Европе короткий метр - это область экспериментов и авторской свободы. Например, канадский режиссер Гай Меддин помимо семи полнометражных фильмов снял около 20 сюрреалистических короткометражек.
«Короткий метр» «Кинотавра» в этом году включает не только студенческие работы. Дебютируют в игровом кино два документалиста – Владимир Непевный и Андрей Грязев, а также известный актер Дмитрий Дюжев, снявший 30-минутный фильм «БРАТиЯ» о сложных отношениях двух братьев. Кстати, и студент Иван Шахназаров (сын директора «Мосфильма» Карена Шахназарова) тоже снял кино про братьев – в его фильме немецкий солдат и русский солдат во время Великой Отечественной войны становятся братьями по крови в прямом и фигуральном смысле. Молодой режиссер Михаил Сегал, уже снявший удачный полнометражный фильм «Франц+Полина» (где речь шла о любви немецкого солдата и советской девушки), тоже представит свою короткометражку в Сочи.
«Снимайте хоть на фотоаппарат, хоть на мобильный»
О короткометражном кино в России и о короткометражках российского фестиваля «Московским новостям» рассказала киновед, отборщик фильмов для программы «Кинотавра» «Короткий метр» Ирина Любарская:
- На «Кинотавр» было прислано 238 фильмов, отобран 21 – то есть больше десяти претендентов на место. До каннских масштабов, где рассматривается около полутора тысяч, кажется, заявок, мы, конечно, не дотягиваем. Но дело не только в количестве. К примеру, отобранный и каннской комиссией, и мною фильм Марины Вроды «Кросс» получил главный приз в программе короткого метра в Канне. И, честно говоря, сама эта программа мне не показалась более интересной, чем та, что будет представлена на «Кинотавре».
Что же касается бума короткометражек, то вряд ли он обусловлен какой-то одной причиной – все работает в комплексе. Естественно, наши киношколы, ВГИК и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, являются главными поставщиками в эту программу. В последние годы на высшем уровне появилось внимание не только к отрасли в целом, но и к кинообразованию. Возможно, часть бюджетных денег пошла на развитие съемочной базы для студентов. С другой стороны, технология съемок для тех, кому невтерпеж поснимать, крайне упростилась и удешевилась. Снимайте хоть на фотоаппарат, хоть на мобильный, лишь бы было что сказать. С последним всегда были, есть и будут проблемы у начинающих авторов. Однако я вижу, насколько интереснее становятся работы студентов и дипломников. Видимо, как в любом деле, наращивание массы, наличие конкуренции создает почву для появления лидеров.
На «Кинотавре» даже сформировался пласт режиссеров, вышедших из программы короткометражек. Это, скажем, уже неоднократный участник фестиваля Игорь Волошин, который в этом году представлен новым фильмом в полном метре «Бедуин». Или Бакур Бакурадзе, чей «Охотник» был в каннском «Особом взгляде» и будет в основном конкурсе «Кинотавра». Совершенно непреднамеренно – я стараюсь не смотреть на имена авторов в титрах, когда отсматриваю фильмы, - возникла «команда» авторов короткого метра, которые не раз участвуют в этой программе. Естественно, я искренне радуюсь, когда обнаруживаю, что их фильмы оказались снова у меня в стопке понравившихся. И это правильно, что они не рвутся как можно скорее сколотить какую-то полнометражную «табуретку», а шлифуют свои режиссерские навыки.
«Мир и наполняется 5-, 10- и 20-минутными фильмами»
Режиссер Ника Белянина, чей фильм «Бабочки города Глюк» будет участвовать в конкурсе, живет и снимает в Канаде, куда она эмигрировала еще в 2003 году. «Бабочки города Глюк» - это фантастическая антиутопия. Жители некоего города - очень яркого, но абсолютно «химического» - боятся живой природы и своим главным врагом считают цветы. Героиня выращивает цветок в комоде, скрывая его ото всех, но на нее все-таки доносит соседка. В наказание девушку превращают в бабочку - это единственные живые существа в городе кроме людей, и их продают в клетках вместо домашних птиц. В конце выясняется, что все такие бабочки когда-то были живыми людьми, нарушившими запрет на живую природу. О том, кто снимает короткометражное кино на Западе, Ника Белянина рассказала «Московским новостям».
- Мой фильм «Бабочки города Глюк» показали на нескольких больших фестивалях в США и в Торонто (Канада). Фильм у меня необычный. Он снят на вымышленном языке, и действие его происходит в вымышленном мире. Я очень надеюсь, что мой фильм будет понятен на родине. Коротко я бы описала его как помесь «Бразилии» Терри Гильяма с «Кин-дза-дзой».
- Какой бюджет был у вашей короткометражки?
- На поиск финансирования фильма у меня в общей сложности ушло два года. Изначально я надеялась получить 40 тыс. долл. (сразу из трех мест). Потом была готова снять его за 25 тыс. – тогда смогла бы заплатить труппе какие-то деньги за труды. В итоге я получила лишь 9800 долл. Это при условии, что у меня семь актеров, около 15 статистов, все в необычных костюмах, и съемки за пределами города. Пришлось справляться с тем, что было. И тут надо отдать должное в первую очередь моей костюмерше Эдриан Бейкер, умудрившейся вложиться в очень маленький бюджет (костюмы действительно сделаны с большой фантазией. - «МН»).
- Кто в Америке снимает короткометражки?
- Мне кажется, что система производства там сильно отличается от России. Да, и там и там их снимают студенты кинофакультетов, но, например, в Северной Америке их снимают и до, и после, и вместо высшего образования. Существуют также государственные структуры, выделяющие гранты на съемки. Процесс подачи заявки муторный и требует массу бумажек, но, как ни странно, он помогает лучше осознать собственный фильм и его цели. Лично я считаю, что короткометражный фильм - необходимый этап для режиссера. Это словно полировка знаний, полученных ранее, поиск собственного стиля и голоса. В США и Канаде есть интерес к этому жанру - масса кинофестивалей, больших и маленьких, где показываются короткометражки. Зачастую их снимают большие звезды и тоже шлют на фестивали - для разнообразия.
- Популярность короткометражного кино растет. С чем вы это связываете?
- Мне кажется, что в век, когда кругом столько отвлекающих объектов, молодежь легче воспринимает короткое кино. Но есть и обратная сторона медали, которую я лишь недавно обнаружила. Если раньше короткометражки были поистине искусством, экспериментом и поиском нового, то теперь все чаще и чаще их снимают как питч к полному метру, то есть с коммерческой целью. Во всяком случае такую тенденцию я обнаруживаю в Канаде и США.
Думаю, короткометражки становятся популярнее, потому что оборудование стало намного доступнее и больше людей берется себя попробовать в кино, а на полнометражный фильм идеи не хватает. Вот мир и наполняется 5-, 10- и 20-минутными фильмами. Ну и конечно, большую роль играет то, что за полтора часа просмотра зритель может пережить только одну историю в полном метре или чуть ли не десять различных жизней из нескольких короткометражек.
Например, я узнала, что большинство международных кинофестивалей предпочитают фильмы до 15 минут длиной, потому что им так легче программировать и потому что иногда они могут показать один короткий фильм перед полным метром. Девиз одного из крупнейших в мире фестивалей короткого метра World Wide Short Film Festival звучит в переводе как «чем короче, тем лучше». И в этом, пожалуй, одна из проблем начинающих режиссеров. Ведь если это первый или второй фильм, то подчас бывает крайне сложно решиться вырезать тот или иной кадр - ведь столько труда в него вложено.
- Думаете ли о съемках полнометражного фильма?
- Да, но сначала я собираюсь отснять еще одну короткометражку - уже получила грант. И безусловно, я очень хочу снять полный метр. У меня есть конкретные задумки на три разных фильма. Над одним сценарием я уже работаю года два-три. Этот процесс идет так долго, потому что я постоянно отвлекаюсь на короткометражки, на которых оттачиваю свое умение. Мне бы очень не хотелось снять такой фильм, который будет пылиться где-нибудь на полке никому не нужный. Хочется сделать качественное кино, в первую очередь оно должно удовлетворять меня, а это требует постоянной работы над сценарием, потому что мне кажется, что с каждым новым фильмом я расту.