В Канне случился скандал, каких не бывало. По крайней мере кинокритики не могут припомнить ничего подобного за всю историю самого престижного кинофестиваля в мире. Ларса фон Триера, одного из любимых каннских режиссеров, выгнали с Лазурного берега с позором и попросили больше никогда не возвращаться.
Получилось все очень нелепо. Триер любит эпатировать публику и делать заявления вроде «я, Ларс фон Триер, всего лишь обычный онанист на серебряный экран», или «я лучший кинорежиссер на свете», или «Джордж Буш придурок и делает много по-настоящему глупых вещей». Но в этот раз он сам поддался на чужую провокацию.
«Какая-то журналистка на пресс-конференции спросила его, правда ли он любит нацистскую эстетику, как говорят. Он начал отвечать, что любит архитектора Шпеера, и закончил отшутившись: «Вот такой я нацист». И на это мало кто обратил внимание», – рассказывает критик Алексей Медведев. Но потом Триера вдруг понесло, стоило ему припомнить своего биологического отца (его мать перед смертью призналась, что он дитя ее интрижки с починенным, Фрицем Майклом Хартманном; до этого момента Ларс полагал, что у него еврейские корни).
То и дело оглядываясь на сидящую рядом Кирстен Данст, сыгравшую у него в «Меланхолии» (она в этот момент точно хотела сквозь землю провалиться), Триер произнес: «Я долгое время думал, что я еврей, и был этому очень рад, но потом появилась Сюзанна Бир (датский режиссер, выигравшая «Оскара» в 2011 году за фильм In a better world. – «МН»), и я вдруг перестал радоваться, что я еврей. Нет, это была шутка, прошу прощения… Но правда, я очень хотел быть евреем, но выяснилось, что на самом деле я нацист, потому что моей родней был немец, Хартманн, что мне тоже было приятно. Поэтому я… что я могу сказать… я понимаю Гитлера, но… я думаю, он делал плохие вещи, – да, конечно! – но я могу представить себе его в его бункере в конце… (Кирстен Данст уже не знает, куда ей деваться, и режиссер ее успокаивает: «Сейчас я закончу мысль, и станет понятно». – «МН»)… я лишь говорю, что думаю, что понимаю этого человека. Его нельзя назвать хорошим парнем, но я понимаю многое о нем и немного симпатизирую ему. Но постойте, я не за вторую мировую войну, и я не против евреев, даже не против Сюзанны Бир – и это тоже была сейчас шутка. Конечно, я очень за евреев, хоть и не слишком сильно, потому что от Израиля одни неприятности (дословно – «заноза в заднице». – «МН»), но все же… как же мне закончить это предложение уже… (всеобщий хохот. – «МН»)». Дальше Триер попытался выплыть из неловкой ситуации, вновь заговорив об Альберте Шпеере, но в конце концов оборвал себя: «Да, я нацист». Все это, конечно, с легкой улыбкой. Зал посмеялся, но закончилось все это плохо.
В тот же день оргкомитет Каннского фестиваля потребовал объяснений от режиссера, и ему пришлось извиниться. Он сказал, что поддался на провокацию. Извинения были приняты, но вопрос не закрыли. Об этом сообщалось в пресс-релизе от 18 мая. 19 мая было объявлено, что специально собранный совет постановил – отныне Ларс фон Триер персона нон грата на фестивале.
Тот самый монолог режиссера (без одного фрагмента). Источник: канал газеты Telegraph на YouTube
Триер стал жертвой своих взглядов. Он никогда не скрывал, что его бесит само понятие политкорректности, говорил, что в Америке все просто повернуты на этом и это «убивает всякую возможность дискуссии». Возможно, последствия не были бы так катастрофичны, но Триеру очень не повезло с площадкой – он произнес этот монолог не в том месте. «Все-таки это Франция, и здесь это находится за пределами социально приемлемых норм», – говорит Медведев. Самое печальное, что Триер, видимо, и правда просто ляпнул лишнее. По словам Медведева, «он был на пресс-конференции не в очень хорошем настроении, не очень хорошо говорил и пытался в ироническом тоне что-то произносить».
Что думает сам режиссер о случившемся – если не считать его официальных извинений, – пока неизвестно. Уехал ли он уже – тоже не сообщается. Известно только, что 18-го вечером ему отказали в обслуживании в одном из ресторанов. Все интервью с членами съемочной группы «Меланхолии» отменили. Каннское сообщество бурно обсуждает скандал, но непублично. «В кулуарах ругаются – «что за фестиваль, изгнали самого великого режиссера современности», даже предлагают бойкотировать его. Но общая реакция – это сожаление, что от этой истории всем будет хуже – и фестивалю, и Триеру», – рассказывает Медведев.
Репутация Каннского фестиваля действительно подорвана, считает кинокритик Юрий Гладильщиков. Хоть Триер и поступил глупо, хоть он и неврастеник, провокатор, но в данном случае он просто глупо попался, зло ответил на глупый вопрос, уверен критик. По его ощущениям, в основном публика на фестивале подсмеивается над этой историей, хотя есть и глубоко возмущенные.
Нужно понимать, Ларс фон Триер – один из самых желанных гостей в Канне. Начиная с «Элемента преступления» 1984 года, все его фильмы, кроме трех, были номинированы на "Золотую пальмовую ветвь" (один, «Танцующая в темноте», ее выиграл). Сейчас если очередной его фильм не представлен в Канне, это новостной повод.
Но возможно, фильмы Триера будут соревноваться за призы и впредь, только в его отсутствие (хотя трудно себе такое представить, учитывая характер режиссера). По крайней мере «Меланхолию» пока с конкурса не сняли и вроде бы не собираются. Однако, как отметил Гладильщиков, Кирстен Данст теперь точно не получит каннский приз за свою роль у Триера – а сниматься у него, как известно, нелегко.