Сразу двое известных людей искусства стали на этой неделе авторами текстов для свежих номеров общественно-политических еженедельников – на то нашлись веские причины. Актриса Елена Коренева в «Итогах» попрощалась с Михаилом Козаковым, а Захар Прилепин в «Огоньке» - с нижегородской архитектурой.
Михаил Козаков умер 22 апреля, и Елена Коренева, Людочка из его «Покровских ворот» и просто его друг, отказалась в те дни давать журналистам комментарии по этому поводу. Вместо этого она написала монолог, обращенный к Козакову, и его опубликовали в свежем номере «Итогов». «Все рисуют твой портрет. Самые близкие, твои друзья — а они ведь есть у тебя, Миша, — очень стараются, чтобы этот портрет был без фальши», - так она объяснила свое решение.
Коренева пишет, как друзья Козакова хотели, чтоб он приехал из Тель-Авива в Москву этой весной, но он уже понимал, что, скорее всего, этого не случится. Она даже обижена на него (и кого-то еще, непонятно, на кого) за это и за то, что не удалось попрощаться. Она рассказывает об их отношениях в формате «режиссер-актер»: «Ты позволял нам смеяться, быть с тобой запанибрата. И мы потешались, когда слушали твои наставления режиссера, как ты ставишь нам и навязываешь свои интонации. Как заставляешь следовать своему диктату и наблюдать твои бесконечные монологи, перемежающиеся стихами и прозой, сарказмом и слезой, байками из жизни великих, которых знал ты, а мы не знали и не понимали, не слышали и не чувствовали, ни шиша...» Вспоминает, что его работы были не востребованы в современной России – фильмы не показывали по ТВ или не давали снимать. А теперь, после смерти, о нем говорят по всем каналам. Незадолго до смерти Козакова Елена Коренева передала ему посылку, куда вложила фото с проб к «Покровским воротам», а еще Эфроса, Смоктуновского – «чтобы мы все были рядом».
И правда, такая форма воспоминаний о человеке куда пронзительнее, чем быстрый телефонный комментарий невидимому корреспонденту, когда шок от смерти дорогого друга еще не прошел.
Автору «Санькя» Захару Прилепину публиковаться в прессе не внове, он и так активно занимается журналистикой параллельно с литературной деятельностью. На этот раз он рассказал в «Огоньке» столичным жителям, слабо осведомленным о проблемах провинции, о том, как в его родном Нижнем Новгороде применяется «лужковская» градостроительная политика. Губернатором там - Валерий Шанцев, бывший зам Юрия Лужкова, и недавно он подписал постановление о том, чтобы выявленные в области объекты культурного наследия таковыми не признавать, то есть не вносить в официальный реестр. Теперь с этими зданиями можно делать все что угодно, а среди них, пишет Прилепин, - дом Евланова, построенный в стиле классицизма двести лет назад, усадьба Соколовой второй половины XIX века, комплекс паровой мельницы, строившийся в течение XIX века.
Это далеко не первое наступление местных властей на исторические памятники – о прошлых достижениях вроде огромной «стекляшки» прямо у кремля и нескольких уже снесенных постройках автор тоже пишет. А еще он пишет, как можно победить февральское постановление: оказывается, оно основано на выводах экспертов, такие заключения делать не уполномоченных. Прилепин видит тут возможность чуть ли не осудить чиновников по 243 статье УК, карающей за повреждение или уничтожение памятников истории и культуры сроком до пяти лет. Представить себе такое в России невозможно, но, по крайней мере, публикация в федеральной прессе под именем Прилепина, может быть, создаст необходимый информационный шум, и в Нижнем слегка поостерегутся.