В «Санктуме» впервые со времен «Аватара» использование 3D кажется по-настоящему оправданным, но в фильме явно чего-то не хватает.
В основу «Санктума» легла реальная история, случившаяся с одним из соавторов сценария Эндрю Уайтом: в свое время он на несколько дней застрял в подводной пещере на островах Новой Гвинеи. На экране примерно то же самое переживают участники исследовательской экспедиции, забравшиеся в самое чрево пещеры Иса-Ала и попавшие там в эпицентр циклона, который обратил сказочные подземные пространства в карцер для смертников. Скрепя зубы, теряя друзей и конечности, постоянно конфликтуя между собой, но не теряя надежду на лучшее (лейтмотивом спасения служит поэма Кольриджа «Кубла Хан», в отечественном дубляже звучащая, к счастью, в каноническом бальмонтовском переводе), изыскатели движутся навстречу спасению, которое светит, мягко говоря, не всем.
У режиссера Алистера Грирсона (которого выбрали, скорее всего, потому что он неплохо ориентируется на местности – его предыдущий фильм с чудесным названием «Кокоба» снимался как раз в Новой Гвинее) получился невероятно эффектный с технической точки зрения (впервые со времен «Аватара» использование 3D кажется по-настоящему оправданным), но уж очень странный по настроению фильм. Больше всего «Санктум» напоминает гибрид кэмероновской же «Бездны» и недавних «127 часов» Дэнни Бойла: трехмерные красоты мира подводных пещер и какие-то совсем уж невероятные кратеры с высоты птичьего полета миксуются с ничуть не менее выпуклыми изображениями всякого рода увечий и профессиональных травм, зачастую несовместимых с жизнью.
Понять, напрасно или нет потрачено время на эту «песню о людях героических профессий», решительно невозможно – «Санктум» являет собой хрестоматийный пример современного «промежуточного» кино, рисково мечущегося между приблизительно понятыми основами традиционного киношного нарратива и новомодными технологическими аттракционами, когда и сказать особенно нечего, но новую камеру опробовать интересно. И совсем не факт, что это понравится всем и каждому: премьерные итоги «Санктума» (меньше 10 млн долл. в первый уикенд в США) показали, что для того, чтобы повторить успех «Аватара», недостаточно соединить на афише крупно напечатанную фразу «Джеймс Кэмерон представляет» (известный покоритель глубин и вправду выступил тут продюсером), эмблему 3D и общий синеватый колер. Для полного счастья чего-то тут явно не хватает. То ли Сигурни Уивер с сигаретой под водой, то ли торчащих из-под гидрокостюмов хвостов.