Рынок онлайн-бронирования отелей и авиабилетов в России растет высокими темпами. В 2011 году он увеличился на 40% и достиг объема $4,2 млрд. Доля сегмента путешествий онлайн сегодня составляет 7% рынка продаж туристических услуг. Конкуренция среди компаний, работающих в этом сегменте, накаляется: число игроков на отечественном рынке сопоставимо с количеством крупных международных игроков, в то время как российский денежный пирог несопоставимо меньше западного.
Участники рынка обещают, что доля самостоятельных путешественников будет расти еще быстрее после историй с банкротствами офлайновых операторов. Так, по данным компании Amargo, специализирующейся на онлайн-бронировании, в 2012 году этот сегмент туристического рынка вырастет еще на 40%, до $6,1 млрд. Далее он будет прирастать ежегодно на 30–50%, отмечает вице-президент Amargo Артем Пуховский. По данным его компании, самым востребованным сервисом является заказ авиабилетов. Также заметный рост показали такие сегменты, как бронирование отелей, железнодорожных билетов, покупка страховки, заказ трансфера, аренда автомобиля.
Основными причинами роста стали увеличение числа пользователей интернета, проникновение его в регионы, развитие электронной торговли. Кроме того, потребители стали меньше доверять российским туроператорам после громких историй о банкротстве крупнейших игроков этого рынка, отмечает президент Amargo Ольга Захарова. Высокие темпы роста объясняются и молодостью направления — активно развиваться онлайн-продажи билетов и отелей стали с начала 2009 года, когда туристы пытались сэкономить на поездках.
Российскому рынку есть куда расти. Так, в европейских странах офлайн- и онлайн-продажи на туррынке распределились практически поровну. Например, в Великобритании и США доля продаж в интернете приближается к 40%. Различаются и турпродукты, реализуемые через интернет на Западе и у нас. Так, в Германии значительная доля онлайн-продаж приходится на готовые туры, то есть туроператор решается реализовывать свою продукцию через посредников онлайн, рассказывает Пуховский. Он отмечает, что в России такая схема пока невозможна, поскольку туроператоры слишком активно конкурируют друг с другом и боятся, что реализация продукции онлайн значительно повредит этой конкурентной борьбе. Российский рынок онлайн-продаж турпакетов пока ближе к китайскому, чем к европейскому. При этом мы отстаем от китайцев приблизительно на два-три года, отмечает Пуховский.
По словам экспертов, на российском рынке также не заполнена ниша удобных предложений с полным сервисом, то есть сайтов, продающих не только авиабилеты, но и гостиницы, ж/д билеты, страховки, предоставляющих услуги по заказу такси и аренде автомобилей. «То есть таких сервисов, где вы сами можете зайти на сайт и формировать свой полный турпакет, включая аренду автомобиля, не занимаясь поиском по разным сайтам», — отмечает Ольга Захарова.
На фоне формирования рынка и усиления конкуренции изменится и количество игроков. Так, европейский и американский рынки онлайн-бронирования представлены более чем 40 игроками, в их числе такие крупные и известные, как booking.com, expedia.com, apartments.com, и другие. В России около 30 игроков: Ozon, pososhok, anywayanyday.com и другие, но объемы рынка несопоставимы с западным.
Туристы на самообслуживании
Россияне все чаще предпочитают путешествовать без помощи туроператоров
Наверх