Ozon.ru подкрепил свои намерения стать полноценным онлайн-гипермаркетом, купив обувной интернет-магазин Sapato.ru. Эксперты рынка электронной коммерции оценивают стоимость сделки почти в половину суммы инвестиций, которые ранее Ozon получил на развитие от пула инвесторов, — примерно в $50 млн.
В совместном сообщении Fast Lane Ventures, владельца Sapato.ru, и Ozon говорится, что оформление сделки будет закончено в течение ближайших недель. Ее цена и структура сторонами не раскрываются, известно только что Ozon купил 100% обувного магазина.
PR-директор Fast Lane Ventures Лада Щербакова рассказала «Московским новостям», что продажа Sapato — итог встречного интереса двух компаний. «По нашим стратегическим планам мы изначально рассчитывали, что будем выращивать бизнес не менее трех лет», — объясняет Щербакова. В Fast Lane Ventures предполагали развивать проекты за счет вложений от новых инвесторов. Однако в случае с Sapato сделка завершилась полной продажей проекта.
Sapato.ru — аналог крупного американского интернет-магазина Zappos, созданного в 1999 году, — был запущен в июне 2010 года. Он стал первым российским специализированным онлайн-продавцом обуви и при помощи агрессивного маркетинга быстро заинтересовал потребителей и инвесторов. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», выручка «Запато.ру» за 2010 год составила 24 млн руб., чистый убыток — 42,6 млн руб. Выручку за 2011 год компания не раскрывает. В июне 2011-го группа инвестфондов, включая Intel Capital, Direct Group (бывший акционер Ozon), eVenture Capital Partners и Kinnevik, вложила в Sapato $12 млн. С учетом этой сделки общий объем средств, вложенных в развитие Sapato, составил $20 млн. Ключевыми факторами для Ozon.ru в вопросе приобретения Sapato.ru для Ozon.ru стала лояльная и активная клиентская база обувного магазина. По данным Sapato.ru, сайт посещает 2,5 млн пользователей в месяц, он является третьим по узнаваемости интернет-магазином в России.
Сделка показательна для российской венчурной индустрии в целом, подчеркивает Лада Щербакова: больше года на рынке электронной коммерции не было продаж проектов стратегическим инвесторам. Нынешняя, как считает Щербакова, говорит о том, что рынок стал более зрелым.
Аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов считает, что за счет покупки Sapato Ozon решил две проблемы: расширил свой ассортимент и убрал конкурента, лидера рынка в этом секторе. Последнее для Ozon крайне важно. В 2011 году Ozon.ru попытался самостоятельно торговать обувью, но, как считают эксперты отрасли, вышло не очень успешно. В этом смысле покупка похожа на сделку трехлетней давности, когда крупнейшая в мире компания по продаже товаров и услуг через интернет Amazon приобрела продавца обуви — онлайн-магазин Zappos.com за $850 млн. При этом представитель Ozon Мария Назамутдинова говорит, что сделки сравнивать нельзя и покупка Sapato — это органический шаг в развитии компании. «Когда мы запустили в продажу обувь, мы не понимали, как работать с товаром, хотя знали, что он очень интересует наших покупателей. Поскольку мы хотим, чтобы Ozon превратился в мегамаркет, мы должны предлагать покупателям все, что только возможно».
«Sapato — компания с небольшими оборотами, убыточна. Но это прекрасный способ для Ozon выкупить неплохую компанию по доступной для них цене», — говорит Сафонов. По его данным, на начало 2011 года оборот «Запато.ру» составил всего 84 млн руб. «Сегодня он вряд ли превысил 200–250 млн руб. По моим подсчетам, рыночная стоимость компании составляет 350 млн руб. Но поскольку в нее инвестировали средств значительно больше этой суммы, то не исключено, что Ozon заплатит больше. Стоимость могла увеличится процентов на 20», — рассуждает Антон Сафонов. Такие деньги на счетах Ozon, разумеется, есть: в сентябре прошлого года компания получила от нескольких фондов рекордные для отрасли инвестиции — $100 млн.
Ozon обулся
Интернет-магазин купил крупнейшего в онлайне продавца обуви
Наверх