О том, что ExxonMobil может продать германскую сеть автозаправок Esso, рассказали в четверг источники агентства Bloomberg. По их словам, Exxon ведет переговоры с несколькими претендентами, в числе которых «две-три российские компании». Пока в американской компании не комментируют свои планы по продаже розничной сети. Однако стоит отметить, что в последнее время Exxon избавляется от активов в рознице из-за снижения спроса на топливо. К тому же рентабельность производства и продажи моторного топлива в прошлом году составила для Exxon Mobil 1,3% по сравнению с 74% рентабельности в сфере добычи нефти и газа и 10% в нефтехимии. Если в 2007 году компания владела 11,4 тыс. АЗС, то к концу 2011 года их число сократилось до 7,75 тыс. В немецкую сеть Esso входит более 1100 заправок, ее стоимость оценивается более чем в 1 млрд евро.
Среди потенциальных покупателей эксперты видят три компании — «Роснефть», «Лукойл» и Gunvor. Компания Геннадия Тимченко попала в этот список неслучайно. В этом году она приобрела два нефтеперерабатывающих завода. Это НПЗ в бельгийском Антверпене и в немецком Ингольштадте мощностью около 5 млн т нефти в год каждый. При этом Gunvor приобрела сеть АЗС в районе Мюнхена. Однако вчера пресс-секретарь Геннадия Тимченко Антон Куревин заявил «МН», что у компании Gunvor нет планов по приобретению сети АЗС Esso у ExxonMobil.
Роман Беседовский, управляющий активами УК «Финам Менеджмент», не исключает, что претендентом на продаваемую сеть Esso может выступить и одна из крупнейших российских нефтяных компаний — «Лукойл». Аналитик напоминает, что треть от совокупного объема нефтепереработки на сегодняшний день обеспечивают европейские НПЗ компании, — в частности, «Лукойл» владеет крупной долей в СП по управлению комплексом ISAB, объединяющего два НПЗ в Италии. Сбытовая сеть «Лукойла» за рубежом, в том числе и в Европе, — крупнейшая в российском нефтегазовом секторе, и динамично развивается. К тому же «Лукойл» уже сталкивался с покупкой АЗС Esso в других странах Европы и теоретически мог бы заинтересоваться розничной сетью в ФРГ. У компании Вагита Алекперова более 2,3 тыс. АЗС в 18 странах Европы. А весной в СМИ проходила информация, что компания может приобрести 78 АЗС, работающих под брендом Esso во Франции. Вчера в «Лукойле» вопрос «МН» о заинтересованности компании к этому активу оставили без комментариев. Однако стоит отметить, что компания планировала в этом году потратить на приобретения не более $ 2 млрд. К тому же, учитывая факт падающей добычи, в «Лукойле» неоднократно заявляли о том, что скорее заинтересованы в покупке добывающих активов в США, Вьетнаме, Юго-Восточной Азии, а также активов в геологоразведке в Западной Африке.
Таким образом, считают аналитики, главным претендентом на сеть АЗС в Германии остается государственная «Роснефть». Напомним, что осенью 2010 года эта компания договорилась с венесуэльской PDVSA о покупке 50% германской Ruhr Oel, которая является акционером в немецких НПЗ. Эта компания владеет 25% в НПЗ Bayernoil, 100% в Gelsenkirchen, 24% в MiRO Karlsruhe и 37,5% в PCK Schwedt. Сумма сделки составила $1,6 млрд, покупка позволила «Роснефти» увеличить перерабатывающие мощности на 11,6 млн т в год. 50% Ruhr Oel принадлежит британской ВР. Тогда в «Роснефти» заявляли, что компания оценивает возможность приобретения розничной сети по продаже нефтепродуктов. Тем более что развитие собственной розничной сети в крупнейшем государстве ЕС позволило бы повысить эффективность операционной деятельности нефтяной компании за счет синергии. «Да, действительно, покупка германской сети АЗС Esso российской «Роснефтью», выступающей с недавних пор стратегическим партнером ExxonMobile, выглядит наиболее очевидной», — отмечает Роман Беседовский. Он отмечает, что развитие сети АЗС в Европе входит в число приоритетов в стратегии развития «Роснефти», и, считает эксперт, компания сможет найти необходимые ресурсы либо договориться с ExxonMobil о неких эксклюзивных условиях приобретения актива. В самой «Роснефти» вчера также не стали комментировать свой интерес к этому розничному активу.