Согласно планам реконструкции российских НПЗ к 2015 году будет введена в строй 31 установка по производству качественного бензина и 30 установок по производству дизельного топлива. (Дизельные установки будут изготавливать зимнее топливо, в результате производство будет сбалансировано. Сейчас порядка 89% производимого в стране объема — летние сорта, около 10% — зимние, порядка 1% приходится на арктическое.) По данным Минэнерго, их общая мощность составит 64,3 млн тонн. И, как рассказали «МН» в нескольких нефтяных компаниях, ставка будет сделана на увеличение производства и экспорта дизельного топлива и сокращение поставок за рубеж сырой нефти. Уже сегодня дизельное топливо является вторым по значимости, после мазута, экспортным нефтепродуктом. В совокупности на них сейчас приходится 82,2% валового экспорта нефтепродуктов, это 91,2 млн тонн в год. На бензин, напомним, действует запретительная пошлина в размере 90% от пошлины на нефть, в то время как на дизельное топливо — 66%.
По подсчетам Андрея Полищука, аналитика Raiffeisen Bank, экспорт дизтоплива к 2020 году увеличится в два раза. По данным «МН», на сегодняшний момент его продажи в Европу составляют порядка 37 млн тонн, это примерно 50% общего потребления дизельного топлива в Старом Свете. Таким образом, к 2020 году поставки превысят 70 млн тонн. Роман Беседовский, управляющий активами УК «Финам Менеджмент», считает оправданной ставку на наращивание экспорта в Европу дизельного топлива. Он обращает внимание на то, что российский рынок уже сегодня полностью насыщен этим видом нефтепродуктов. В то же время потребление дизельного топлива в странах Европы растет быстрее, чем любого другого горючего, что объясняется высокой экономичностью дизельных моторов. Доля автомобилей с дизельными двигателями уже превышает 60%, против, например, 5–7% в России. Их доля будет активно расти и в будущем, «сложная экономическая ситуация заставит европейцев стать еще экономнее», — говорит Беседовский.
Андрей Полищук сравнивает экономический эффект от экспорта дизтоплива и газа. По его подсчетам, к 2020 году выручка от продажи в Европу дизтоплива составит порядка $70 млрд. Это примерно на $10 млрд превышает сегодняшнюю выручку от экспорта газа. Бюджет, по подсчетам аналитиков, к 2020 году от экспорта 70 млн тонн «дизеля» в год получит $20 млрд.
Если экспорт нефти будет сокращаться, а поставки дизельного горючего будут расти, как планируют нефтяники, то значительно снизится рентабельность перерабатывающих заводов в Европе. Ведь в этом случае мощности европейских заводов будут не полностью загружены, что приведет к высокой себестоимости продукции. «Европейцам нужно будет увеличивать закупки нефти с других направлений, с более высоким транспортным плечом, тем более что придется вкладываться в инфраструктуру», — отмечает аналитик Raiffeisen Bank. «Не исключено даже банкротство небольших независимых заводов», — полагает Андрей Полищук. В то же время увеличится конкуренция за европейский рынок из-за роста поставок готового топлива из России. И нашим производителям выиграть такую конкуренцию будет проще, чем местным, так как нефть им обходится гораздо дешевле. Как напоминает Дарья Козлова, аналитик Rye, Man amp; Gor Securities, в Европе сырая нефть стоит $94 за баррель, а в России $30.