Как говорится в сообщении «Трассы», «строительство НПЗ планируется с божьей помощью». Нет сомнений, что она понадобится. Москву и область сейчас снабжает бензином, дизтопливом и другим горючим Московский НПЗ, принадлежащий «Газпром нефти». Его мощностей не хватает для того, чтобы обеспечить потребности региона. Например, по оценке Виктора Костюкова, заместителя генерального директора компании-трейдера «Алгоритм. Топливный интегратор», ежемесячная потребность бензина 500 тыс. тонн, МНПЗ обеспечивает лишь 180 тыс. тонн. Остальное приходится на Рязанский, Нижегородский и Ярославский НПЗ, принадлежащие «Лукойлу», ТНК-ВР и «Башнефти». После того как МНПЗ будет модернизирован (процесс сейчас идет), предприятие вместе с теми же партнерами, по оценке аналитика «Номос-банка» Дениса Борисова, смогут удовлетворить спрос в регионе даже с учетом его роста.
Группа компаний «Трасса» владеет сетью из 33 автозаправок и нефтебазой в Подмосковье, для перевозки нефтепродуктов использует собственные бензовозы. Кроме розничной продажи топлива, занимается проектированием строительства автозаправочных комплексов (АЗК). Общий оборот группы, по данным самой компании, в 2011 году превысил 7 млрд рублей.
Как заявили в «Трассе» Интерфаксу, НПЗ планируется построить к 2020–2021 годам в 120–150 км от Москвы, инвестировав 75–80 млрд руб. Эту информацию «МН» подтвердили в пресс-службе ГК, уточнив, что строительство завода планируется начать в 2016–2017 годах и вывести его на мощность 4 млн тонн в год. Затем к 2025–2030 годам довести до 8 млн тонн.
Стоимость строительства первого этапа обойдется в 45–50 млрд руб., из них 12 млрд руб. — собственные средства, 12 млрд руб. — средства нефтедобывающих, розничных и оптовых компаний — членов Российского топливного союза (РТС) и Московской ассоциации предпринимателей, 12 млрд руб. — лизинг оборудования, еще 12 млрд руб. — заемные средства. В частности, предполагается привлечь 5 млрд руб. у средних по размеру бизнеса банков и 7 млрд руб. — у Сбербанка. Специалисты «Трассы» сейчас изучают нефтеперерабатывающее оборудование, по преимуществу германское и японское, ведут переговоры с традиционным подрядчиком — «Трестом Коксохиммонтаж».
Насколько реалистичны планы по финансированию, оценить трудно. Получить комментарий от крупнейшего представителя независимых участников розничного рынка — Российского топливного союза, а также от Московской ассоциации предпринимателей не удалось. В Сбербанке вопрос «МН» оставили без ответа. Как говорит Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», строительство НПЗ — это очень длительный и капиталоемкий процесс, который под силу только крупнейшим компаниям. Собственная часть финансирования — это только 12 млрд руб., но при таком раскладе можно потерять контроль над проектом, говорит Подлевских.
Колоссальные для относительно небольшой компании деньги, необходимые для реализации проекта строительства НПЗ, — не единственная причина скептического отношения экспертов к планам «Трассы». Компания может столкнуться с конкуренцией за конечного потребителя. О своих планах строительства НПЗ в столичном регионе заявила «Роснефть», игрок, несопоставимый по масштабу с «Трассой». Кроме того, мощности НПЗ необходимо будет подключать к трубопроводной системе «Транснефти», что весьма проблематично.
По неофициальной информации, «Роснефть» решила строить завод в Коломне. На его возведение отводится 2,5–3 года, мощность запланирована на уровне 12 млн тонн нефтепродуктов в год. По информации источника «МН» в отрасли, есть две площадки, расположенные поблизости от трубы «Транснефти», а значит, подходящие для строительства НПЗ. Это Капотня в черте города, где уже стоит Московский НПЗ, принадлежащий «Газпром нефти», и та же Коломна, где, очевидно, появится НПЗ «Роснефти». Подключиться к трубопроводной системе тоже не так просто. В трубопроводной компании «МН» сказали, что для подключения к трубе необходимо предоставить документы, «подтверждающие намерения производителей поставлять планируемое количество нефти на завод в течение трех лет после ввода его в эксплуатацию, с указанием ежемесячных объемов поставки». Может ли «Трасса» предоставить такие гарантии, в компании вчера не смогли ответить, что неудивительно, ведь у «Трассы» нет своей добычи. Прогнозировать сейчас, насколько она сможет обеспечить производственный цикл сырьем, невозможно, хотя помимо лидеров рынка у нас есть примерно 30 относительно небольших добывающих компаний.
Если все же новый НПЗ будет построен, полагает Николай Подлевских, то заметного влияния на динамику цен бензина в Москве ожидать не стоит. «Переправка из Нижнего в Москву (как это происходит сейчас. — «МН») добавляет к стоимости одного литра бензина всего лишь порядка 1 руб.», — заключает собеседник. Возможно, конкуренция могла бы отразиться на ценах в более отдаленной перспективе. По мнению Романа Беседовского, управляющего активами УК «Финам Менеджмент», наличие собственного НПЗ — шаг к построению вертикально интегрированной структуры, создание которой позволит повысить эффективность бизнеса как в оптовом, так и в розничном звене.