Менее чем за неделю до вступления в силу эмбарго на поставки нефти из Ирана о своем решении прекратить закупки из исламской республики заявил Сеул. Южная Корея была вынуждена пойти на это, так как еще весной страховые компании Европейского союза (ЕС) приостановили страховое обеспечение танкеров из Ирана, а на просьбу Сеула предоставить исключение на страховое обеспечение иранских танкеров Брюссель не откликнулся.
Главы МИДов 27 стран Евросоюза одобрили эмбарго на поставки нефти из Ирана зимой текущего года вслед за США. Таким образом, была предпринята попытка создать ситуацию, которая приведет к снижению доходов Ирана от экспорта нефти, что, в свою очередь, должно заставить его остановить работы по ядерной программе. Однако, на долю ЕС приходится всего лишь 18% нефтяного экспорта Ирана. В то же время другие импортеры иранской нефти, напротив, увеличили свои закупки, в частности Китай — с 30 до 35% всего иранского экспорта. К тому же, по словам Дарьи Козловой, аналитика компании Rye, Man amp; Gor Securities, многие страны могут закупать иранскую нефть через офшоры. Действительно, уже в апреле, когда Европа успела заместить примерно 70% нефти, поставлявшейся из Ирана, продукцией других стран-экспортеров, стало ясно, что особого урона нефтяное эмбарго Тегерану не нанесет. И политики прибегли к помощи страховщиков, не оставив им, по сути, возможности для отказа.
Тогда же в апреле Lloyd's Register (Великобритания), ведущее страховое общество, которое проверяет соответствие судов нормам безопасности и экологическим стандартам, прекратило выдавать оценку примерно 60 танкерам и контейнерным судам, принадлежащим Национальной транспортной компании и Судоходной линии Исламской Республики Иран. «Американцы пришли к нам и сказали: если вы будете продолжать работать на иранцев, вы попадете в США в черный список», — цитировали международные информагентства слова Ричарда Сэдлера, исполнительного директора Lloyd's Register, сказанные им в кулуарах конференции в Сингапуре.
По словам Игоря Иванова, заместителя генерального директора «РЕСО-Гарантия», международные правила морского судоходства обязывают владельцев судов страховать танкеры. И этим, как правило, занимаются крупные страховые европейские и американские компании. По словам Иванова, в Евросоюзе понимают, что основные импортеры иранской нефти самостоятельно не смогут застраховать свои суда. К примеру, у Сеула, отмечает собеседник «МН», не хватает своих перестраховочных емкостей. «Это большие риски», — говорит Иванов.
Из такого положения попыталась выйти Япония, которая приняла закон, позволяющий правительству предоставлять страховое покрытие на импорт иранской нефти за счет госсредств. «Китай также собирается пойти на подобную схему страхования, поскольку он покупает у Ирана около 35% общего экспорта нефти Ирана», — говорит Андрей Толстоусов, управляющий активами ИК «Грандис Капитал». Однако, обращает внимание Игорь Иванов из «РЕСО-Гарантия», предвидя такое развитие событий, экономический советник Евросоюза Мехрдад Эмади вчера заявил, что в скором времени можно ожидать начала проверок танкеров, перевозящих иранскую нефть в Китай на предмет достоверности их страхования. Риск того, что танкеры могут быть задержаны, вполне реален, говорит Эмади.
Действия ЕС и США могут привести к сокращению количества реальных покупателей иранской нефти. Роман Беседовский, управляющий активами УК «Финам Менеджмент», напоминает, что в настоящее время существенно сократили потребление иранской нефти такие азиатские страны, как Малайзия, Шри-Ланка и Тайвань. «По открытым данным, по сравнению с прошлым годом в настоящее время экспорт иранской нефти сократился почти на 30%, до 1,8 млн баррелей в день», — отмечает он.
В результате, отмечает Дарья Козлова, аналитик компании Rye, Man amp; Gor Securities ,Тегеран вынужден будет снижать цены на нефть. В первую очередь на этом будет настаивать Китай, на долю которого приходится порядка 35% иранской нефти. Учитывая, что Иран является вторым по объемам добычи производителем нефти в организации ОПЕК (ежесуточно в этой стране добывается порядка 3,5 млн баррелей нефти, на экспорт отправляется 2,5 млн), его ценовая политика окажет понижающее влияние на стоимость «черного золота». Нефтяной эксперт Мухаммед аш-Шати не исключил, что Brent может опуститься в ближайшее время до уровня $80 за баррель.
Страховой жупел
Эмбарго на иранскую нефть приведет к падению цен
Наверх