«Нафтогаз» объявил тендер на оценщика ГТС 27 января. На первом этапе из участия в нем выбыла украинская компания «Томас&Симонова». По мнению тендерной комиссии, компания не предоставила подтверждение опыта работы по оценке и наличию сотрудников соответствующей квалификации. Во второй тур торгов вышли американская Duff&Phelps, «Эрнст&Янг Украина» и Baker Tilly Ukraine, которая предложила наименьшую цену за свои услуги и была объявлена победителем. Компания работает на украинском рынке с 1999 года, однако не входит в число ведущих игроков.
Участники тендера не комментируют его итоги. Партнер Baker Tilly Ukraine Наталья Полянская сказала «МН», что компания сделает соответствующее заявление сегодня.
Оценки ГТС Украины, которая находится в прямой госсобственности и управляется 100-процентной «дочкой» «Нафтогаза» «Укртрансгазом» на основании постановления правительства, проводились и ранее. В 2007 году украинская консалтинговая компания «Имидж» оценила стоимость основных фондов «Укртрансгаза» в $24,8 млрд. В 2009 году другая украинская компания «Увекон» представила свой вариант оценки — $9,9 млрд. Как впоследствии пояснял гендиректор этой компании Владимир Шалаев, оценка проводилась без учета подземных хранилищ для целей составления финансовой отчетности «Нафтогаза» по международным стандартам. Такая оценка не позволяет определить рыночную стоимость актива, который предполагается продать или реструктурировать.
«Нам необходимо знать, сколько стоит наша уникальная система с ее транспортными возможностями для того, чтобы определиться с эффективной моделью ее использования», — заявил во время вскрытия конвертов на тендере зампред правления «Нафтогаза» Вадим Чупрун.
Киев инициировал проведение оценки после того, как в конце прошлого года отказался подписать межправительственное соглашение с Москвой о создании совместных предприятий по управлению газотранспортной системой Украины и реализации топлива украинским потребителям в обмен на снижение цен на российский газ.
В качестве одной из причин провала переговоров глава «Газпрома» Алексей Миллер называл расхождение в оценке трубы. В конце декабря на встрече с премьером Владимиром Путиным он сообщил, что украинские коллеги оценивают ее в $20 млрд. С учетом износа построенной в советские времена системы, требующей до 8 млрд евро инвестиций в модернизацию, это много. В ответ глава российского правительства поручил ускорить строительство газопровода «Южный поток» в обход Украины, а Москва и Киев перешли из стадии конструктивных переговоров в состояние информационной конфронтации.
Каким образом будет проведена оценка ГТС на этот раз, пока неясно. «Вопрос в том, какой метод оценки будет применен, затратный или доходный», — говорит аналитик UBS Максим Мошков. В первом случае оценщики будут считать, сколько стоит система с учетом износа. Во втором — сколько денег она способна приносить владельцам в будущем. А будущее зависит от возможностей и желания «Газпрома» поставлять газ в Европу, минимизируя использование украинских газопроводов. Возможности сильно возрастут после выхода на проектную мощность «Северного потока» и реализации проекта «Южный поток».
Попытка президента Украины Виктора Януковича реанимировать газовые переговоры пока не увенчалась успехом. Лишь на третий день после визита в Москву, состоявшегося 19–20 марта, он сообщил, что обсуждал с вновь избранным президентом России Владимиром Путиным не только поставки газа, но и будущее газотранспортной системы. «Мы постепенно продвигаемся вперед в совместном понимании подходов к решению этих вопросов», — сказал Виктор Янукович, выразив осторожный оптимизм, что к следующему заседанию межгосударственной комиссии в мае прогресс будет достигнут.
Впрочем, сроки подготовки оценки ГТС — начало августа — свидетельствуют о том, что ждать конкретных шагов раньше осени не стоит. Тем более что на октябрь на Украине намечены парламентские выборы, в ходе которых возможная продажа газотранспортной системы может стать одной из болевых точек правящей партии.
Оценочная кампания
Стоимость газотранспортной системы Украины определят за 500 тысяч долларов
Наверх