Доклад PricewaterhouseCoopers (PwC) подготовлен на основании опроса руководителей 23 крупнейших авиакосмических и оборонных компаний мира, рассказала «МН» пресс-секретарь PwC Рита Конджера. Глав компаний просили сформулировать принципы успешного управления программами создания новой авиатехники в современных условиях. Топ-менеджеры в числе основных критериев единодушно назвали международное сотрудничество — без него авиастроительные проекты не могут быть сегодня успешными. Из пяти выделенных в докладе предпосылок успеха (или аспектов, на которые надо обратить первоочередное внимание) три так или иначе касаются международного сотрудничества. Специалисты отрасли считают, что в создании нового самолета, вертолета или ракеты необходимо опираться на партнерство, создавать совместные предприятия с другими игроками из разных стран, без национальных или географических ограничений. Более того, по возможности нужно доверять поставку комплектующих сторонним фирмам.
Ставка на самодостаточность в разработке технологий и ревностную защиту производственных секретов от конкурентов не пользуется популярностью среди современных промышленников. Из опрошенных PwC только 9% считают для себя приоритетной задачей защиту интеллектуальной собственности. Для сравнения: 64% поставили на первое место оперативное внедрение инноваций, а 45% считают самым важным держать под контролем производственные расходы и работу глобальной сети поставщиков.
Таким образом, лидеры мировых компаний, можно сказать, одобрили стратегию активного привлечения иностранных фирм к разработке новых российских самолетов, которую исповедует отечественная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Несмотря на то что этот подход подвергается критике со стороны более консервативных представителей отечественного авиапрома, ОАК широко использовала иностранных консультантов, поставщиков и технологии в создании регионального самолета Sukhoi Superjet-100, коммерческая эксплуатация которого началась в этом году. По этому принципу организована работа над ближне-среднемагистральным самолетом МС-21, первый полет которого ожидается в 2016 году. Днем раньше в Фарнборо президент входящей в ОАК корпорации «Иркут» Алексей Федоров подписал с президентом французской компании Zodiac Aerospace Group Оливье Зарруатти ряд соглашений и контрактов по сотрудничеству в создании МС-21. В частности, французам будут доверены опытно-конструкторские работы по интерьеру и части бортового оборудования самолета.
Россия занимает заметное место по объему зарубежных инвестиций, сделанных опрошенными компаниями в научные исследования и конструкторские разработки. По итогам двух лет (2010–2011) страны — получатели инвестиций распределились так. Больше всего инвестиций получила Индия, на втором месте — США, далее — Россия и Великобритания. По капиталовложениям тех же компаний в производство за рубежом места распределились иначе: на первом — Китай, за ним — Индия и США. Россия в рейтинге производственных инвестиций вообще не фигурирует, потому что в течение прошлых двух лет иностранцы таких вложений в наш авиапром не делали.