Падают продажи, но не цены
Девальвация рубля неизбежно отразится на авторынке. Как прогнозируют эксперты аналитической компании PricewaterhouseCoopers, цены на автомашины будут в 2014 году лишь увеличиваться. Причем подорожают иномарки, не только ввозимые из-за границы, но и российской сборки: большинство их запчастей ввозится из-за рубежа. За последний месяц рубль упал примерно на 6%, поэтому подорожание автомобилей вряд ли будет меньшим. По другим оценкам, цены на автомобили вырастут в этом году на 10%.
При этом продажи машин продолжат снижаться и, по прогнозам на 2014 год, упадут еще как минимум на 3%. Сейчас лучше всего автомобили продаются в кредит (среди продаваемых машин доля кредитных превысила 44%), однако возможно, что положительная динамика здесь не будет долговечной: в конце 2014 года программа льготного кредитования автомобилей, принятая на уровне правительства РФ, будет прекращена. Программа касалась приобретения на льготных условиях новых автомобилей, стоимость которых не превышала 750 тыс. рублей.
Автопроизводители несут убытки
Многие автодилеры уже сокращают предзаказы на новые машины, чтобы как можно дольше продавать имеющиеся в наличии по более низким ценам. Пока что повышение цен — только в прогнозах, однако если рубль продолжит падать, автопроизводителям придется пересмотреть цены на свой товар. «Мы сохранили рекомендованные цены на наши автомобили в начале 2014 года на уровне конца прошлого года. Несмотря на последние события на валютных рынках, «Вольво» не планирует повышения уровня цен в России в краткосрочной перспективе», — говорит финансовый директор Volvo Car Russia Владимир Лагутин. В то же время он не исключает, что компания будет вынуждена «скорректировать свою позицию по данному вопросу уже в ближайшие месяцы»: ослабление рубля несет очевидные потери.
«Повышение вряд ли может быть пропорционально падению курса, скорее всего оно лишь частично сможет компенсировать курсовые потери. Как и другие автомобильные производители и импортеры, мы пристально следим за развитием ситуации на валютном рынке. Поскольку затратная база импортируемых автомобилей формируется прежде всего в иностранной валюте (применительно к «Вольво» это главным образом шведская крона и евро), то наблюдаемый в последние недели резкий рост этих валют по отношению к рублю ведет к существенному снижению консолидированной прибыльности реализуемых автомобилей», — полагает Лагутин.
К пересмотру цен на автомобили в ближайшем будущем готов и концерн КIA. «Мы отслеживаем ситуацию с курсом рубля и действия конкурентов в этой связи. Если тенденция движения с курсом рубля сохранится, то мы будем вынуждены пересмотреть цены на наши автомобили. О сроках и размере повышения говорить пока рано», — считает управляющий директор KIA Motors Rus Артем Гусаров.
«Отечественные автомобили выиграют»
Алексей Тузов, первый вице-президент, ГК «Автоспеццентр»
— Чтобы не проиграть на резком падении курса рубля, автомобиль стоит покупать в первой четверти этого года, пока разница валют еще не успела существенно сказаться на стоимости авто, а модели прошлого календарного года значительно опустились в цене. Иностранные производители, чтобы защитить себя от девальвации, закладывают в стоимость автомобиля повышенный курс, а именно к курсу доллара или евро прибавляют примерно 5 руб. Несмотря на это, рост цен на новые автомобили неизбежен. Не стоит забывать о том, что цены на новые авто стабильно повышаются два раза в год. С учетом того, что в 2014 году был введен утилизационный сбор, стоимость автомобилей изменится уже ко второй четверти года.
Воздействие на предстоящее повышение цен на новые авто окажет и тот факт, что только в прошлом году объем автомобильного рынка сократился на 5,5%. С 2014 года утилизационный сбор касается и автомобилей российской сборки. Размер утилизационного сбора будет рассчитываться из базовой ставки в 20 тыс. руб. и повышающего коэффициента. Наименьший коэффициент (1,34) будет распространяться на новые и подержанные электромобили, а также новые автомобили с объемом двигателя меньше двух литров. Соответственно, эта сумма будет включена в стоимость авто. Наиболее выгодно в данной ситуации будут ощущать себя отечественные производители, которые за счет слабого рубля и повышения цен на новые иномарки сумеют обеспечить себе потребительский интерес.
«Цены на востребованные модели уже выросли до 20%»
Леонид Шляпников, генеральный директор холдинга «Совтрансавтоэкспедиция»
— Автомобили являются традиционно «твердой» валютой, средством накопления и даже показателем благосостояния российских граждан. В их приоритеты по-прежнему входит вложение последних сбережений в приобретение нового или замену старого автомобиля. Учитывая быстрое устаревание моделей и износ транспорта, вопрос о том, насколько это рационально с экономической точки зрения — очень спорный.
Введение утилизационного сбора и сохранение пошлин на ввоз импортных транспортных средств уже поспособствовало тому, что цены на востребованные модели выросли до 20% в рублях.
Рост цен продолжится. Объективные причины этого связаны со слабостью рубля и однобоким развитием национальной экономики. С точки зрения бизнеса, вложения в новый транспорт на стагнирующем рынке коммерческих перевозок при условии роста стоимости топлива и снижения тарифов выглядит скорее самоубийством, чем эффективным способом сохранить собственные средства.