Подготовленный агентством «РИА Рейтинг» анализ показателей авиакомпаний свидетельствует, что лидерство на рынке пассажирских перевозок будет оставаться за «Аэрофлотом». Его доля за первое полугодие 2013 года составила 25,52% (9,5 млн пассажиров) и имеет тенденцию увеличиваться. За ним с отрывом почти в два раза идет «Трансаэро» с 14,68% рынка (5,5 млн пассажиров). Затем по нисходящей от 10 до 0,22% рынка идут все остальные авиакомпании (см. график). При этом изменение долей показывает, что радикального перераспределения на рынке не происходит.
Что касается темпов роста числа перевезенных пассажиров, то самый большой прирост демонстрируют отнюдь не самые крупные компании. Например, «Аэрофлот» с 20,2% роста пассажиров за первое полугодие находится на 17-м месте среди 36 авиакомпаний. При этом больший прирост показывают его дочерние компании. Так, «Оренбургские авиалинии» перевезли за полгода 2013 года на 23% пассажиров больше, чем в первом полугодии 2012 года, «Донавиа» — почти на 24%. «Региональные компании группы «Аэрофлота» за счет интеграции увеличивают объемы транзита через Москву. Они подвозят пассажиров, которых «Аэрофлот» развозит дальше за границу или в отдаленные российские регионы», — объясняет глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Кроме того, «Оренбургские авиалинии» работают на рынке туристических, чартерных перевозок. А любой выгодный договор с туристической компанией, объясняет эксперт, в условиях растущего туристического рынка (пока курс рубля по отношению к валютам растет медленней инфляции) способен увеличить парк самолетов и дать полную загрузку рейсов. Исследование этот факт подтверждает. Так, компания «Северный ветер», которая специализируется на чартерных рейсах, благодаря договорам с крупными туроператорами увеличила перевозки на 52%. По этим же причинам на 105% выросли перевозки «Когалымавиа» (договор с немецким туроператором TUI) и на 88% — у «Ай Флай».
У небольших региональных регулярных перевозчиков всплеск роста перевозок может наблюдаться при покупке уже нескольких самолетов. Так, авиакомпания «Ангара» получила три новых больших самолета и сразу показала рост перевозок на 109%.
По абсолютному объему выручки и прибыли лидирует в отрасли также «Аэрофлот», который формирует и больше половины налоговых поступлений отрасли (8 млрд руб. из 12,6 млрд поступлений всех авиакомпаний в 2012 году). Отметим, что увеличение перевозок далеко не всегда приводит к росту прибыли, зависимость тут непрямая. «Бывали случаи, когда авиакомпании сокращали количество перевозимых пассажиров и становились прибыльными. И наоборот — ведь рост требует затрат. Оптимизация тоже играет важную роль. У «Аэрофлота» были периоды, когда он сознательно рос медленнее рынка по количеству пассажиров, но заметно быстрее по деньгам. В период кризиса замедлить рост пришлось авиакомпании «Сибирь». Судя по всему, к этому же вскоре должны прийти «Ютэйр» и «Трансаэро». Если они не перестанут расти такими темпами и не озаботятся повышением эффективности, то рано или поздно загонят себя в отрицательную зону», — говорит Олег Пантелеев.