Местные свиньи не котируются
По уровню протекционизма в 2000-е годы Россия занимала одно из первых мест в международных рейтингах. После вступления страны в ВТО ситуация должна была начать меняться. Не сразу, конечно, постепенно. Например, некоторые меры по снижению таможенных тарифов рассчитаны на 5-7 лет. Тем не менее, многие соседние страны уже начали открывать рынки для российских производителей: за первые 4 месяца членства России в ВТО были отменены 13 из 73 заградительных пошлин и тарифов. В частности, они касаются изделий химической отрасли и металлургии.
Пока что из-за снижения пошлин выигрывают зарубежные производители молочной продукции: импорт сухого молока вырос более чем в 3 раза. Но большую часть этого рынка занимают продукты из Белоруссии, важнейшего партнера России по Таможенному союзу. Так что вряд ли можно винить в этой ситуации ВТО
В ряде регионов (например, в Тульской области) упали цены на необработанную свинину, что ставит под вопрос рентабельность местного свиноводства. Однако, по мнению аналитиков, это проблема локального характера. Данные Росстата не подтверждают обвального падения цен на мясо.
Европа недовольна сборами
Отмена ввозных пошлин на иномарки не снизила цены на автомобили: с 1 сентября 2012 года за каждый автомобиль, ввозимый в Россию или произведенный на ее территории, уплачивается утилизационный сбор. Эксперты подсчитали: такой сбор с нового легкового автомобиля может составить от 10 тыс. руб. до 72 тыс. руб. Для подержанных автомобилей он может составить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Для «легковушек», ввозимых физлицами для личного пользования, предусмотрена пониженная ставка утилизационного сбора. Еврокомиссия уже выразила недовольство протекционистскими мерами в отношении российского автопрома. Так, еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт призвал Россию как нового участника ВТО играть по правилам организации и пригрозил разбирательством в связи с российскими государственными мерами, ограничивающими международную торговлю.
«Процесс снижения пошлин растянут на длительный срок, так что у российского автопрома есть время для модернизации, - говорит Глеб Славутский из компании «Автолокатор», - Вступление России в ВТО может привести к среднесрочному росту вторичного автомобильного рынка при падении продаж новых автомобилей, особенно в сегменте бюджетных автомобилей. Кроме того, снизится привлекательность российского рынка для производителей автокомпонентов, что затормозит локализацию производства в России. Поэтому, согласно прогнозам, в 2013 году рынок будет находиться в состоянии стагнации, сохранив при этом достигнутый уровень». Скачок импорта автомобилей был зафиксирован только в августе. С сентября 2012 года уже действовал утилизационный сбор.
Почувствуйте себя в ВТО
По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, вступление в ВТО практически никто не заметил, а все связанные с ним страхи были чересчур преувеличены. Он напомнил, что треть импортных пошлин была незначительно снижена, и это будет происходить еще в течение 3-х лет. Некоторые отрасли, например, производство сельхозтехники, получили дополнительные меры защиты в связи со вступлением в ВТО. «В конце декабря ввели специальную пошлину в размере 27%. Фактически, если бы не было вступления в ВТО, то более высокой тарифной защиты в этой отрасли не было бы», - говорит эксперт.
Впрочем, Россия ведь всего несколько месяцев назад вступила ВТО, и почувствовать действительно ощутимый эффект от членства в организации можно будет лишь через 5-7 лет. Но при одном условии: если не будут введены меры против конкуренции и давления цен, подобные утилизационному сбору, предупреждает Николаев. А ведь такие предложения есть и в отношении сельхозтехники, и грузовых автомобилей, да и ряда других товаров. Если они будут приняты, то потребитель вряд ли сможет почувствовать плюсы от вступления в ВТО.