Вчера в правительстве обсуждали социальные расходы бюджета на ближайшие три года. Дмитрий Медведев сразу заверил, что, несмотря на угрозу кризиса мировой экономики, правительство не будет сворачивать социальные обязательства. Конечно, будут выполнены предвыборные обещания Владимира Путина. Например, уже в этом году средняя зарплата учителей сравняется со средней по региону, а с 2013 года оплата труда воспитателей детских садов должна стать не ниже, чем в среднем у работников образования.
Более того, обязательства будут увеличены. «С 2015 года средний размер трудовой пенсии будет увеличен не менее чем на 45%», — заявил Медведев. Речь идет о выплатах, которые получает большинство российских пенсионеров. Трудовые пенсии начисляются на основе стажа работника. По данным Пенсионного фонда России (ПФР), после апрельской индексации средний размер трудовых пенсий по стране составлял 9,8 тыс. руб. Ранее глава ПФР Антон Дроздов говорил о ее постепенном повышении в 2013–2014 годах на 30%. Обозначенные Медведевым 45% — куда более амбициозная задача.
Новые обещания означают резкое увеличение госрасходов и ставят перед правительством сложную задачу поиска источника средств. В идеале Пенсионный фонд должен выплачивать трудовые пенсии за счет собираемых с работодателей страховых взносов. Но их не хватает. Из-за старения населения проблема накапливалась давно, но обострилась она в 2009 году, когда, несмотря на кризис и падение доходов бюджета, правительство почти в полтора раза повысило пенсии. Дополнительный удар по доходам ПФР нанес отказ от разорительного для бизнеса резкого повышения страховых взносов: с 2012-го их ставка снижена с 34 до 30% фонда оплаты труда. Это лишило Пенсионный фонд более чем 400 млрд руб. доходов. В бюджете фонда на 2013 год, основные параметры которого на прошлой неделе одобрило правительство, из 6,2 трлн руб. доходов чуть более триллиона — помощь федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы.
Повышать пенсии и одновременно увеличивать пенсионный возраст чиновники не намерены. На то есть политическое решение — о невозможности повышения возраста говорил Владимир Путин, в том числе и в ходе предвыборной кампании. Впрочем, источник хотя бы частичного решения проблемы у правительства есть — надо только руку протянуть. Речь идет о накоплениях будущих пенсионеров. Сейчас 6% зарплаты работников 1967 года рождения и моложе идет на их личные накопительные счета. Ежегодно туда поступает около 300 млрд руб. Управляющие компании — частные и государственная (ВЭБ) — должны с выгодой инвестировать эти средства и обеспечивать гражданам безбедную старость. На деле доходность вложений зачастую отстает от инфляции или едва обгоняет ее. Это позволяет скептикам говорить, что затеянная в 2002 году пенсионная реформа провалилась — при низких зарплатах и неразвитом финансовом рынке накопления не имеют смысла. А вот если направить деньги в общий котел, больше будет средств для выплат нынешним пенсионерам.
Новый министр труда и социального развития Максим Топилин в мае, буквально через несколько дней после назначения, заявил, что накопительная система в нынешнем виде только усиливает проблему нехватки средств. Сейчас в правительстве идет дискуссия о судьбе пенсионных накоплений. Долгосрочное решение Минтруд должен представить осенью. Сопредседатель рабочей группы «Стратегии-2020» по пенсионной реформе Владимир Назаров считает, что новые планы по повышению пенсий увеличивают вероятность отказа от накопительной системы. «Но долгосрочного эффекта это не даст», — указывает эксперт. Проблема будет отложена на потом. Все равно правительству придется признаться, что примерно с 2020 года надо либо увеличивать пенсионный возраст, либо резко повышать налоги.