Все больше россиян не верит, что Россию обойдет стороной очередная волна глобального кризиса. Согласно данным июньского опроса ВЦИОМ, 1600 человек в 46 регионах, 44% респондентов полагают, что ближайший год будет для страны плохим или скорее плохим. В марте пессимистов было 32%. Их доля расширилась в основном за счет тех, кто в прошлый раз затруднился с ответом: доля таковых снизилась с 24% сразу до 14%. Оптимистов тоже стало меньше, но незначительно: 42% вместо 45% в марте. При этом на вопрос «А вы лично обеспокоены вероятностью новой волны экономического кризиса?» утвердительно отвечают пока реже, чем в разгар потрясений в конце 2008 года — начале 2009 года. Тогда число «обеспокоенных» и «очень обеспокоенных» достигало 87%, сейчас их 58%.
Больше всего наступление кризиса беспокоит малообеспеченных россиян предпенсионного возраста. Пессимистов среди них более двух третей. Гораздо меньше переживают люди с высоким и средним уровнем доходов, молодежь и жители столиц. При этом предкризисные настроения не вызывают желания обезопасить себя от наступающих нелегких времен. Лишь 9% опрошенных хоть как-то начали готовиться к кризису. Эксперты видят в этом специфическую модель потребительского поведения россиян, сильно отличающуюся от манер населения развитых стран. «Наши граждане в ожидании кризиса начинают больше тратить, — обращает внимание директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании «ФБК» Игорь Николаев. — Масштабы розничной торговли во всех странах уже падают, а у нас заметно растут. Это как раз тот потребительский спрос, который поддерживает сейчас нашу промышленность. Как ни парадоксально, сейчас пессимизм россиян благотворно влияет на нашу экономику». Причину такого поведения аналитик видит в том, что для нас кризис связан с падением курса рубля и скачком цен. Попытки сохранить сбережения с помощью обменных операций бесполезны: при такой волатильности курсов больше потеряешь. «Значит, надо идти в магазины и тратить деньги на то, о чем давно мечтали. А это все означает стимулирование внутреннего спроса», — отмечает эксперт.
Вторую причину Игорь Николаев видит в менталитете россиян: неизвестно, что будет завтра, — гулять так гулять сегодня. А потом — переживем. Положительное воздействие российской модели поведения потребителей преходяще: рано или поздно население естественным путем придет к необходимости экономить. В пассивном поведении россиян директор Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов винит правительство: «Населению непонятны действия власти в случае наступления кризиса. Будет ли индексироваться пенсия, как в 2008 году, или нет, как в 1998 году? Будут ли защищены сбережения в банках? Тормознет ли правительство в случае кризиса введение нового налога на недвижимость? Имеет ли смысл вкладываться в покупку автомобилей в связи с планами введения утилизационного сбора?» Правительству следовало бы разработать для населения документ, который устанавливал бы приоритеты власти и алгоритм действий на случай кризиса, давал гражданам сигналы рационального поведения. Тогда было бы легче гасить панические настроения, если они вознинут, уверен Смирнов.