Принятый Госдумой закон показывает, что правительство вполне учло уроки кризиса 2008 года: Теперь в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры кабинет имеет право направлять средства Резервного фонда на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики без санкции Госдумы. Сейчас без внесения в бюджет соответствующих поправок правительство может использовать средства Резервного фонда на сокращение долговых обязательств.
Весь Резервный фонд правительство все равно не исчерпает: вводится ограничение, в соответствии с которым объем средств Резервного фонда, направляемый на данные цели, не может превышать 5% от общего объема расходов, утвержденных законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В настоящий момент эта цифра составляет для 2012 года 12,745 триллиона рублей.
Заранее отобранным для господдержки предприятиям будут предоставляться госгарантии по кредитам. Прописаны в законе и меры по поддержке банковской системы и защиты интересов вкладчиков: в 2012 году в случае ухудшения экономической конъюнктуры предполагается осуществить дополнительную капитализацию банков путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции кредитных организаций.
Депутаты приняли закон после продолжительной дискуссии и в итоге добились права хоть как-то влиять на то, как правительство тратит деньги, через механизм комиссии. 5 из 8 членов комиссии – члены «Единой России». Это вызвало недовольство коммуниста Николая Коломейцева: по его мнению, комиссия должна состоять из тех, кто задает неудобные вопросы, и такой вопрос есть у Коломейцева - он мечтал услышать, что же ответит за вывод капиталов за границу, поскольку «сказки о подушке безопасности» все слышали уже давно.
Но как генералы готовятся к прошлой войне, так правительство готовится к прошлому кризису. Все, что написано в этом законе – это повторение того, что было сделано в 2008, отмечает директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко. «Весь инструментарий – это инструментарий, который использовался в 2008-2009 годах. Следующий кризис - он точно будет, вопрос – когда. Я думаю, что там будут какие-то новые элементы, которые потребуют принятия новых решений», - полагает эксперт. По его мнению, следующий кризис будет не таким, как в 2008, но какие антикризисные инструменты потребуются – сейчас предугадать невозможно. «У нас было 3 серьезных и масштабных кризиса – 1991-1992, 1998 и 2008-2009. Каждый из них не похож на предыдущий, и каждый раз требовались новые шаги, новые подходы, оттого, насколько быстро власть могла придумать, что делать, зависела скорость выхода из кризиса», -отмечает экономист.
И вовсе не факт, что все кризисные явления можно погасить ликвидностью. «Если в следующий раз, условно говоря, у нас не банки обанкротятся, а нефтяные компании, к примеру, надо будет искать новые механизмы, подходы. Например, найдут замену нефти, и нефть станет никому не нужна», - предположил Алексашенко.
Подготовка к кризису – одна из обязанностей правительства, и в нынешней ситуации неопределенности и турбулентности готовиться к самым худшим сценариям, даже если они не самые вероятные – это его прямая обязанность, уверена главный экономист Главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Принятые Думой поправки вполне адекватны и хорошо, что он были приняты заранее, считает Цепляева, чтобы не повторилась ситуация 2008 года: «Взять хотя бы историю с госгарантиями, которая длилась месяцев 7-8, и эти 8 месяцев были потеряны для восстановления экономики». Россия сейчас в более выгодном положении, чем многие страны: «У нас есть деньги – это преимущество нашей страны перед другими странами, которым даже не приходится беспокоиться об антикризисных мерах – потому что им просто не на что их финансировать, а нам важно иметь заранее разработанный план», - говорит Цепляева.
Существенное отличие нынешней ситуации от 2008 года в том, что правительство своей активной подготовки к ухудшению экономической ситуации не скрывает, в то время как тогда факт кризиса «у нас», а не за рубежом, замалчивался. Между тем именно кризисные ожидания зачастую порождают кризис в не меньшей степени, чем объективные процессы. Многие экономисты пока не видят оснований говорить о кризисе в России как свершившемся факте. «Правительство слишком много говорит о наступающем кризисе, и вряд ли это хорошо влияет на экономическую конъюнктуру и на экономические мозги в нашей стране. Пока что о кризисе говорить не то что рано, а вообще нет никаких оснований», - убежден Алексашенко.
Подготовка к кризису – обязанность правительства
Кризиса еще нет, а у властей уже появились антикризисные полномочия
Наверх