Российское правительство готовится принять трудное и явно непопулярное решение. В ближайшие три года доля бюджетных расходов в ВВП должна быть сокращена более чем на 3%. Дефицит без учета нефтегазовых доходов предстоит снизить с 10,6% ВВП в этом году до 8,6% ВВП в 2015 году. В реальной жизни это означает почти полное замораживание бюджетных программ. Такая политика начнется уже со следующего года. По словам Антона Силуанова, в номинальном выражении прирост расходов федерального бюджета в 2013 году составит 642,2 млрд руб., но в реальном объем расходов практически не изменится, лишь на 2014 и 2015 годы предусмотрен небольшой рост.
Обсуждая основные параметры бюджета на 2013–2015 годы, правительство могло опираться на бюджетное правило, закон о котором был в пятницу одобрен Госдумой в первом чтении. Правило предусматривает, что в 2013 году для расчета доходов казны берется цена нефти за последние пять лет, а затем ежегодно расчетный период увеличивается еще на год, пока в 2018-м не достигнет десяти лет. Если фактическая цена оказывается выше заложенной в бюджет, допдоходы направляются в резервные фонды. «Правильная» цена на нефть в 2013 году составит $92 за баррель, к 2015 году она повысится до $94. Как известно, в этом году доходы и расходы бюджета балансируются при цене более высокой — $100 за баррель.
Министр финансов отметил, что в таких условиях выполнить все обязательства будет непросто, и предложил всем коллегам подумать над бюджетным маневром по своему направлению. До 1 августа министры должны решить, какие расходы с точки зрения поставленных перед ведомством задач являются приоритетом, а какие могут быть сокращены или отложены. Вопросы об увеличении расходов «рассматривать нецелесообразно», отрезал глава Минфина.
На уровне федерального бюджета граница «защищенных» статей понятна. В 2013 году примерно 70% бюджета — это «нормативно обусловленные расходы», куда входят оплата труда, денежное содержание сотрудников силовых структур, различные социальные выплаты, трансферты Пенсионному и другим внебюджетным фондам. Все это трогать нельзя. Остальное — в условиях 2013 года это 3,2 трлн руб. — относится к «иным расходным обязательствам». В этой категории субсидии экономике, различного рода целевые инвестиционные программы и госзакупки. Здесь министры и должны найти возможности для оптимизации.
Отчасти задачу Минфина облегчает завершение некоторых инвестиционных программ, например связанных с подготовкой Олимпиады в Сочи в 2014 году и Универсиады в Казани в 2013 году. Кроме того, часть социальных расходов переносится на региональный уровень. Все это дает сокращение расходов федерального бюджета по разделам «образование», «здравоохранение», «физкультура и спорт». При этом Силуанов заверил, что общий объем расходов растет. Например, если федеральные расходы на образование падают, то в консолидированном бюджете они растут с 4% ВВП в 2012 году до 4,2% в 2013 году.
Но и реального сокращения российскому бюджетному сектору тоже не избежать. В Минфине исходят из того, что производительность труда здесь надо повышать. Недаром Силуанов на заседании напомнил, что в России самое большое число бюджетников на 1000 жителей — 107,9. В развитых странах этот показатель составляет от 30 до 90 человек, а в странах с формирующимися рынками и того меньше — от 30 до 60. Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров сомневается, что к 1 августа министерства представят реальные предложения по сокращению расходов. У чиновников нет для этого серьезных стимулов. Эксперт предупреждает, что без серьезного сокращения обязательств государства перед пенсионной системой и переноса программы перевооружения на более поздний срок добиться бездефицитного бюджета не получится.