О себе
Я окончила Российский государственный социальный университет по специальности «политический менеджмент». Работала в одной крупной европейской компании, занималась логистикой. К парфюмерии не имела никакого отношения. У меня и мыслей не было связывать с ней свою жизнь.
Однажды я поехала в Бельгию и познакомилась там с местным парфюмером. Он «намешал» для меня аромат. Я привезла эти духи домой и стала ими пользоваться. Реакция окружающих меня удивила. Целый месяц ко мне подходили и спрашивали: «Девушка, вы не подскажете, что у вас за духи?» Иными словами, в Москве мой парфюм просто вызвал фурор. Мне кажется, для нашей столицы это странно. Ты просто идешь по городу, а к тебе подходят и задают такие вопросы.
В результате у меня появилась идея заняться таким бизнесом. Было интересно попробовать. Я предложила поучаствовать парфюмеру, который изготовил для меня тот аромат. У него не было своего бренда, поэтому он согласился. Мы стали совместно все разрабатывать, создавать и планировать.
Мы зарегистрировали бренд и индивидуального предпринимателя, сертифицировали нашу продукцию. Нашли дизайнеров, придумали название и концепцию. Так появился Selection Excellence.
Затем мы выбрали несколько ароматов, подготовили их тиражи и попробовали продавать на маркете выходного дня. Решили посмотреть, понравится ли наша продукция людям. Нам стали звонить покупатели, желавшие приобрести наши духи. После этого мы стали предлагать свою продукцию магазинам. Поскольку селективная парфюмерия не для всех, мы выбирали маленькие концептуальные магазины и шоу-румы, общались с ними, спрашивали, интересно ли им.
Поначалу для меня это было просто хобби, которое я совмещала с основной работой. Потом я стала понимать, что у меня не получается это делать физически. Спрос превышал предложение. Мы не могли дать людям все, что им было необходимо, потому что у меня не хватало времени. В результате я ушла с работы, о чем абсолютно не жалею. Сейчас селективная парфюмерия — мое основное занятие.
О производстве
Наше производство находится в Бельгии. Там задействована вся семья парфюмера. У нас нет большого завода, где все поставлено на конвейер. Продукция делается вручную. Вплоть до деревянных крышечек.
Я выступаю вдохновителем, придумываю новые ароматы. Создаю их на бумаге. Меня даже иногда называют парфюмерным кутюрье. Ароматы раскрываются пирамидкой: топовые ноты, которые вы слышите сначала, ноты сердца и основные ноты. Я пишу по порядку, какие ингредиенты хотела бы использовать. Например, чтобы в основе топовых нот была малина. Какие-то специальные знания для этого не нужны. Достаточно иметь сложившийся вкус.
Идеи для новых ароматов часто приходят во время путешествий. Я много езжу по разным странам. И очень часто во время таких поездок появляются свежие задумки. Я записываю их и отправляю в Бельгию.
Опираясь на мои записи, парфюмер смешивает нужные масла и создает аромат. Он делает около трех пробников, где масла содержатся в разных пропорциях. Скажем, в одном варианте сандала побольше, в другом поменьше.
Получившиеся пробники едут ко мне. Я тщательно тестирую эти ароматы, смотрю как они раскрываются, «живут» на коже, какова их стойкость, обязательно даю пробовать их своим родным. В свою очередь, парфюмер пробует то, что получилось. Дальше мы делимся впечатлениями, обсуждаем, что нам нравится, а что нет. Когда мы сходимся во мнениях, принимаем решение наиболее понравившийся аромат. Затем парфюмер делает небольшой тираж духов, и мы привозим их в Россию. Я получаю их на таможне и распространяю по торговым точкам. Обычно сначала они появляются в нашем шоу-руме на дизайн-заводе «Флакон», а потом и в других местах.
Иногда мы устраиваем небольшие презентации новых духов. Но никаких массированных рекламных кампаний не проводим.
О клиентах и ароматах
Мне довольно сложно четко определить целевую аудиторию. Среди клиентов есть и студенты, и очень состоятельные люди. У нас сравнительно невысокие цены, поэтому позволить себе продукцию Selection Excellence могут многие.
Разделить клиентов по возрасту тоже непросто. Есть молодые, есть и постарше. Даже бабушки покупают наши духи. Кроме того, мы не делим ароматы на мужские и женские. Селективные духи на разных людях звучат по-разному. Бывает, что аромат, который сначала кажется очень женственным, на мужской коже сильно изменяется, становится совсем другим. Поэтому сложно четко описать целевую аудиторию. Что-то вроде «женщина 30–40 лет» — такого у нас нет.
На мой взгляд, чаще всего обращаются девушки и женщины от 23 до 50 лет. Мужчины среди наших покупателей тоже есть. Но девушек все-таки больше.
Когда мы начинали, нашим бестселлером был аромат №15. У наших духов нет названий, только номера. Чтобы каждый, кто покупает наш парфюм, мог самостоятельно создать свою историю, связанную с этим ароматом. Чтобы у духов не было какой-то предыстории, которая обычно заключена в названии.
15-й номер — парфюм, с которого все началось. Именно этот аромат смешал для меня парфюмер, когда мы только познакомились. Он сочетает в себе сладкие и кислые нотки. Его можно назвать гурманским. В составе есть нотки шоколада, ванили, киви, лимона, цветов. К тому же он, как большинство селективных ароматов, отличается стойкостью. Дело в том, что селективный парфюм обычно делают в концентрации eau de parfum.
На данный момент в нашей линейке 26 ароматов. И все они пользуются спросом. По крайней мере 12–13 из них — хиты продаж. Еще ни разу не было, чтобы какой-то из выпущенных нами ароматов пришлось снимать с производства. Но бестселлерами духи редко становятся сразу. Обычно людям требуется около двух месяцев, чтобы присмотреться к новому парфюму. После этого продажи начинают расти.
Как сертифицировать парфюмерную продукцию
1. Обратиться в Роспотребнадзор (тел. 8-499-973-26-90) и оформить гигиенический сертификат. Он выдается по результатам испытаний вашей парфюмерной продукции.
2. После получения гигиенического сертификата оформить декларацию о соответствии.
3. Обратиться в сертификационный центр и представить следующие документы:
а) декларацию о соответствии;
б) учредительные документы российской компании, которая будет продавать парфюмерную продукцию;
в) перечень продукции с названиями ароматов;
г) контракт с производителем парфюмерной продукции;
д) пару этикеток (фотографии, сканы или макеты).
Оформление сертификата занимает от двух дней. Выдаются сертификаты на год (9 тыс. руб.), три года (14 тыс. руб.) и пять лет (18 тыс. рублей).
О трудностях
Я человек, у которого до этого не было своего бизнеса. Поэтому если говорить о трудностях, то поначалу для меня было непросто абсолютно все. Финансовая отчетность, открытие счета, необходимого, чтобы быть индивидуальным предпринимателем, платежки, договоры.
Приходилось встречаться лицом к лицу с таможней. Теперь такие трудности — сущие пустяки, но тогда мне так не казалось.
Большая сложность то, что в России практически ничего нет для малого бизнеса. Когда мы только начинали работать, я искала компанию, которая бы делала для нас стеклянные флаконы. Обращалась к российским производителям, но они отказывались с нами работать, потому что нам нужны были слишком маленькие тиражи. В результате я стала изучать в интернете зарубежные компании. Нашла человека из Австрии, который согласился с нами сотрудничать. Мы до сих пор заказываем у него флаконы. Получается значительно дешевле, чем в России.
Кроме того, когда я ушла с работы, я год всем занималась сама. Выполняла все функции: от грузчика до полноценного директора.
Сейчас у меня есть директор по развитию, PR-менеджер. А тогда приходилось делать все самостоятельно. Если что-то давалось трудно, не было возможности на кого-то это переложить или сходить в другой отдел за помощью. Бизнес мой, и со всеми трудностями я должна была справляться сама.
Зато это очень закалило характер. Я стала сильнее. К тому же мне помогали родные, особенно — мой молодой человек. Он принимает постоянное участие в развитии нашего бренда. Он моя опора. Вот без него, совсем одной, конечно, было бы гораздо сложнее.
Еще бывают трудности со временем. Вернее, с его недостатком. Поэтому у нас до сих пор нет сайта. Но мы занимаемся его созданием. Надеюсь, за зиму управимся. Он будет носить скорее информативный характер. Духи (особенно селективные) нужно пробовать на коже, поэтому интернет-магазин нам не очень подходит. Но возможность покупать нашу продукцию в сети будет. Скорее это заинтересует постоянных покупателей, которые точно знают, что им нужно и в каких количествах.
О планах
Мы планируем открыть свой монобрендовый магазин. У нас есть шоу-рум на дизайн-заводе «Флакон». Мы представлены в торговом центре «Цветной» на Цветном бульваре и во многих небольших магазинчиках и салонах красоты. А скоро появится еще и собственная торговая точка.
С января этого года мы будем распространяться в Берлине. Сейчас в основном обратная ситуация. Все зарубежные производители стремятся на российский рынок, потому что он очень перспективен. А мы вот, наоборот, идем в Европу.
Собираемся выпускать ароматы для автомобилей. В бизнесе я ориентируюсь на себя. Считаю, что делать надо так, как подсказывает сердце. И вот заметила, что каждый раз, когда сажусь в машину, думаю, что надо сделать ароматы для авто. Пробовала использовать то, что мы делаем для дома. Но не подходит, потому что те ароматы слишком сильные. Они ведь рассчитаны на большую площадь.
Скоро у нас появятся свои ароматические свечи. Поскольку мы работаем с натуральными маслами, их можно будет использовать для ароматерапии. Также будем создавать твердые духи. Они делаются вообще без содержания спирта и наносятся на пульсирующие точки. Твердые духи будут дублировать наши ароматы, представленные в жидком состоянии. Они имеют менее интенсивный запах. Это удобно для человека, который не хочет, чтобы от него слишком сильно пахло.
В 2013 году мы делали интересный проект с шампанским домом «Абрау Дюрсо». Создали для них два вида духов и аромат для дома. До сих пор продолжаем с ними сотрудничать. Это очень интересный опыт — создавать что-то специально для конкретной компании. Поэтому собираемся реализовать такие проекты с другими партнерами.
Где сертифицировать парфюмерную продукцию
Сертифицировать парфюмерную продукцию можно только в специально аккредитованных органах Росстандарта:
Центр сертификации «Мостест»
(495) 662-09-44
Подсосенский пер., д. 21, стр. 1–1а, офис 16
Центр сертификации «Ростест»
(495) 662-02-80
Грохольский пер., д. 32, офис 302
Центр сертификации «Севтест»
(495) 649-13-54
ул. А. Солженицына, д. 11, стр. 1, офис 5