Планы развития региональной авиации обсуждаются уже не один год. В госпрограмме развития Дальнего Востока и Забайкалья говорится как о расширение сети авиаперевозок, так и о вложениях в реконструкцию более 60 аэропортов на территории Якутии, Бурятии, Камчатского края, Чукотского автономного округа, Амурской и Иркутской областей, Хабаровского, Приморского и Забайкальского краев. А также о системе субсидирования авиаперевозок и лизинга воздушных судов в регионе. В целом итогом развития авиасообщения на Дальнем Востоке должно стать повышение к 2018 году авиационной мобильности населения на региональных и местных линиях в два раза по сравнению с 2012 годом.
Дмитрий Медведев весной на одном из совещаний говорил, что в авиасообщении на Дальнем Востоке пока что «есть кричащие, а иногда драматические ситуации». «Люди должны получить возможность сообщения», — подытожил он.
Летать больше и дешевле
Дальневосточная авиакомпания «Аврора», созданная «Аэрофлотом» на базе двух его дочерних компаний «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы», призвана существенно улучшить авиасообщение в огромном регионе. Таким образом, с ее помощью будет, возможно, снята часть факторов, препятствующих развитию Дальнего Востока.
До 128 с 30 вырастет число авиамаршрутов на Дальнем Востоке
До 534 со 172 вырастет количество авиарейсов на Дальнем Востоке
Правда, как пояснил «МН» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, само развитие авиакомпании в свою очередь зависит от развития региона. «Если нет точек роста, то я же не загоню пассажира, чтобы он летел», — отметил он. Точками роста на Дальнем Востоке должна стать также игорная и туристско-рекреационная зона. А новый министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка недавно на совещании с предпринимателями сообщил, что на Дальнем Востоке будет создано несколько экспортно ориентированных особых экономических зон. «Расчеты показывают, что если 2% объема импорта стран АТР будет экспортироваться с Дальнего Востока, то за 10 лет это обеспечит минимум удвоение валового регионального продукта и 6% экономического роста», — заявил министр.
С учетом этих планов по развитию Дальнего Востока «Аврора» собирается к 2018 году увеличить нынешнюю маршрутную сеть двух образовавших ее компаний примерно в четыре раза. Число направлений вырастет с нынешних 30 до 128, количество рейсов — со 172 до 534. Годовой объем перевозок планируется довести до 2,4 млн пассажиров. При этом по мере заключения соглашений с регионами Дальнего Востока, которые берут на себя субсидии по перевозкам, билеты «Авроры» могут стать на 15–20% дешевле нынешних. На прошлой неделе было заключено такое соглашение с Сахалинской областью, которой перешло 49% акций новой компании. Компания, сообщил Савельев, будет базироваться в Южно-Сахалинске. У нее будет шесть филиалов (пересадочных пунктов) — Владивосток, Хабаровск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск, Магадан.
Грунтовая посадка
Авиапарк «Авроры» будет расти. До конца года в дополнение к имеющимся Boeing B 737 поступят три лайнера Airbus A 319. А к концу 2014 года в ее парке уже будет семь таких воздушных судов. Всего к 2018 году авиапарк компании должен вырасти до 40 воздушных судов. Причем основная часть его будет состоять из небольших самолетов для региональных и местных перевозок. Это турбовинтовые машины вместимостью от 50 до 78 кресел и до 20 кресел. Последние — это самолеты, для которых не нужны взлетные полосы с искусственным покрытием. Они могут садиться прямо на грунт.
Такие самолеты позволят сэкономить на строительстве местных аэропортов. Об этом сообщил гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик на совещании с Дмитрием Медведевым, на котором обсуждались проблемы региональной авиации. По расчетам, 4,4 млрд руб., которые сейчас выделены Приморскому краю на восстановление трех аэродромов Амгу, Светлая и Единка, могло бы хватить при решении делать аэродромы с грунтовыми полосами «на создание всей региональной сети в Приморском крае».
Впрочем, «грунтовые» аэродромы не снимают актуальную проблему развития аэропортов с обычными полосами для больших самолетов. На совещании эта проблема не обсуждалась, зато обсуждался вопрос производства региональных самолетов. Так, министр промышленности Денис Мантуров сообщил, что до конца года будет принято решение о налаживании в Ульяновске производства турбовинтовых самолетов в сотрудничестве с Airbus и Bombardier. «Если мы подтверждаем такое решение, то начиная уже с IV квартала следующего года будет возможность поставки клиентам пяти машин в следующем году и начиная с 2015 года — 24 машины», — заявил министр. В ответ гендиректор «Авроры» призвал к осторожности: «Не хотелось бы быть заложниками у Минпромторга». Он предложил до начала производства таких самолетов в РФ все импортные турбовинтовые самолеты освободить от таможенных пошлин. Дмитрий Медведев потребовал от министра в ближайшее время доложить о степени готовности к сборке ульяновских самолетов, и тогда уже решать вопрос о пошлинах.
Виталий Савельев, генеральный директор «Аэрофлота»
«Авиаперевозка сама по себе не является ключевым фактором, который способствует развитию региона, она дополняет развитие. Например, когда на Дальнем Востоке будет создана игорная зона, зона для отдыха и туризма, то тогда, конечно, понадобится крупный перевозчик. Но если нет точек роста, то я же сам не загоню пассажира в самолет, чтобы он куда-то летел. Поэтому здесь как в математике: есть необходимое условие, а есть достаточное. Сегодня необходимое условие для развития — компания, которая готова возить много пассажиров. А чтобы пассажиров было много, должно быть достаточное условие — создать те точки роста, которые сделают людей заинтересованными в перелетах. Речь идет не о разовых поездках, а о потоке туристов, бизнесменов, в том числе иностранных.Почему мы и говорим про маломестные самолеты. На самолеты класса 70 кресел и больше мы во многих местах не наберем пассажиров, а на класс 19 кресел потенциальные пассажиры точно будут. Поэтому мы и предлагаем строить не большие взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, которые безумно дороги. А строить грунтовые полосы, на которые легко садятся турбовинтовые самолеты. Это позволит за счет средств федерального бюджета восстановить на Дальнем Востоке массу аэропортов с грунтовым покрытием. В итоге мы резко увеличим мобильность населения».